Реконструкция дорог: как собрать деньги?
Когда милиционеры спросили Остапа Бендера, на что пойдут деньги, взимаемые за осмотр природной достопримечательности, он ответил: «На капитальный ремонт Провала, чтоб не слишком провалился». Закон под рабочим названием «Двенадцатитонники» в Госдуме вынашивали с 2013 г. Вступление его в действие несколько раз откладывали. И вот на международном форуме «Транспорт Сибири» Сергей ТЕН, заместитель председателя Госдумы по транспорту, поставил перевозчиков перед фактом — им всё-таки придется платить. На правах концессии Новосибирская область вызвалась стать пилотным регионом и уже с 15 сентября ввести плату за проезд по региональным дорогам. Дорожному фонду НСО это даст более 1,5 млрд руб. В целом по стране уже в первый год действия закон о двенадцатитонниках даст доход 50 млрд руб. Деньги, как объяснил Максим СОКОЛОВ, министр транспорта, нужны бюджету для государственно-частного партнёрства. Этот способ возведения инфраструктурных объектов набирает обороты. За последний год в стране заключено 41 концессионное соглашение в сфере транспортного строительства. В Сибири методом ГЧП собираются построить мост через Обь, дорогу «Новосибирск–Ордынское». Требует вложений Восточный обход, Юго-Западный транзит. Обратный эффект? Однако эффект от введения закона о «двенадцатитонниках» может оказаться совсем не таким, как ожидают законодатели. «Развивать дорожную сеть надо, — говорит Валерий ИЛЬЕНКО, председатель правления Некоммерческого партнерства «Транспортный союз Сибири». — Но я не согласен с тем, что стоимость проезда рассчитана для всех одинаково. Всё-таки, в Московской области иные расстояния, иная нагрузка на магистрали, а главное — иные доходы у владельцев транспортных компаний, нежели, к примеру, в Алтайском крае или Омской области». Время для введения закона, по мнению Валерия Ильенко, тоже не самое лучшее. В экономике кризис. Мелких перевозчиков новые сборы могут разорить. Крупные неизбежно повысят цены, что в конечном итоге скажется на розничной стоимости товаров. Из-за удорожания перевозок в Сибири уже начались проблемы на рынке сельхозпродукции — крестьяне не могут привезти в город молоко, мясо, овощи. Перекупщики платят копейки, из-за чего хозяйства разоряются. Под угрозой продовольственная безопасность федерального округа. Николай ПЕНЯГИН, президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков, не верит, что астрономические суммы, указанные в расчётах, пойдут на развитие дорожной сети: «Чтобы собирать плату с грузовиков, Росавтодор собирается создать специальную структуру. Это означает вложение в неё средств, набор штата. Зарплаты руководства, я полагаю, будут немаленькие. Таким образом, на дороги деньги пойдут по остаточному принципу». Ощущаете дежа вю? Сколько у нас таких структур по «распилу» бюджета? «Авторы российского закона ссылаются на зарубежный опыт. «Но там платная дорога — это высококачественная услуга: такие дороги прокладывают по кратчайшим траекториям и строят с учётом самых высоких требований. При этом обязательно существует альтернативная бесплатная дорога, — продолжает Николай Пенягин. — Нас заставляют платить за проезд по «убитым» магистралям, не предлагая при этом никакой альтернативы. И если федеральные трассы ещё хоть как-то ремонтируют, то региональные дороги — они просто «никакие».
