Автоваз перевозит убытки на покупателя

По результатам первого полугодия крупнейший российский автопроизводитель АвтоВАЗ ушел в операционный убыток на 6,6 млрд руб., и выйти на небольшую чистую прибыль компании помогло только досрочное погашение векселей. На рынке уверены, что валютная составляющая у контрагентов и скачущий курс рубля давят на завод, который не в силах покрыть убытки даже с учетом программы оптимизации затрат на 20 млрд руб. В итоге АвтоВАЗ вынужден вновь повысить цены с 1 августа. Впрочем, эксперты отмечают, что этот рост незначителен и на спросе вряд ли скажется. Операционный убыток АвтоВАЗа в первом полугодии увеличился в 2,7 раза, до 6,6 млрд руб., следует из отчетности компании по РСБУ (не учитывает показатели дочерних структур группы). При этом выручка за период сократилась на 2,2%, до 89,2 млрд руб., а убыток от продаж вырос в 2,6 раза, до 5,5 млрд руб. В компании ссылаются на падение авторынка на 37%, повышение цен на автокомпоненты и динамику курса рубля. Долгосрочные обязательства АвтоВАЗа с начала года выросли на 11,7%, до 91,5 млрд руб., краткосрочные сократились на 0,4%, до 86,6 млрд руб. При этом АвтоВАЗ смог показать в отчетности чистую прибыль 0,7 млрд руб. против чистого убытка 2,7 млрд руб. на конец первого полугодия 2014 года. Компания пояснила, что прибыль образовалась за счет «погашения векселей, не связанного с операционной деятельностью», в отчетности отражена сумма от досрочного выкупа векселей на 7,65 млрд руб. Ранее сообщалось, что АвтоВАЗ может купить у «Ростеха» активы «Объединенных автомобильных технологий» (ОАТ) за $165 млн, причем одним из вариантов оплаты были беспроцентные векселя сроком погашения не ранее 2032 года. На АвтоВАЗе, в Renault и «Ростехе» вексельную сделку не прокомментировали. Данные по РСБУ не отражают консолидированную информацию по дочерним структурам завода, но вчера отчитался и Renault — основной акционер АвтоВАЗа (доля альянса Renault-Nissan в АвтоВАЗе — 67,13%, 50,1% из которых — у Renault). Российский завод принес французскому автоконцерну €70 млн убытка. Вчера в Renault сообщили «Ъ», что не планируют списывать инвестиции в завод (в 2014 году так поступил Ford, по итогам первого полугодия списавший инвестиции в СП Ford Sollers на $329 млн). За январь—июнь продажи Lada упали на 27%, до 140,7 тыс. машин. Производство (включая модели других брендов) при этом выросло на 1,6%, до 280 тыс. машин, при этом, по словам президента АвтоВАЗа Бу Андерссона, по итогам года выпуск продукции снизится на 6,5%, до 538 тыс. машин. Господин Андерссон отметил, что «в сложившейся ситуации главными задачами остаются оптимизация затрат на производство и реструктуризация базы поставщиков». АвтоВАЗ рассчитывает сэкономить 20 млрд руб., но план сокращения расходов не покроет убытки в полном объеме, уверен топ-менеджер. Так, несмотря на рост убытка, завод с 1 августа повышает цены на ряд моделей на 4%. Дороже стали наиболее популярные модели Lada Granta, Lada Kalina (за исключением моделей Cross) и Lada 4x4. Базовая комплектация Lada Granta будет стоить 345,3 тыс. руб., Lada Kalina хетчбэк — от 393 тыс. руб., а Lada 4х4 Urban — от 467 тыс. руб. Это уже третье повышение цен за год, при этом еще в июне президент завода уверял, что до конца года стоимость продукции расти не будет. Гендиректор «Юг-Авто» Игорь Сафронов (дилер Lada, Hyundai, Skoda, Citroen, Opel, Honda и других в Краснодаре) отмечает, что модели Lada даже с учетом незначительного повышения (в пределах 20 тыс. руб. на базовые комплектации) остаются намного дешевле главного конкурента Hyundai. При этом дилер замечает, что в июле завод прекратил как собственные маркетинговые акции (скидки в примерно 25–30 тыс. руб.), так и госпрограмму утилизации (была возобновлена ближе к середине месяца). Поэтому покупательская активность в первой половине июля существенно снизилась, тогда как Hyundai, по его словам, «цены держит», и в июле «Юг-Авто» продал на 10% больше, чем годом ранее. Собеседники «Ъ» на рынке полагают, что цены на Lada подорожали, в частности, из-за очередных колебаний курса: «надежда на стабилизацию пропала», и компания решилась на очередное повышение стоимости. При этом, рассуждают игроки, в повышении цен есть «отложенная потребность», поскольку «все сейчас продают в убыток», но для того чтобы остаться конкурентоспособными, сдерживают цены и в борьбе за рыночную долю даже делают скидки. Тенденция к удорожанию машин в течение нескольких месяцев уже очевидна, уверен один из участников рынка. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» добавляет, что АвтоВАЗ был вынужден повысить цены еще и из-за высокой валютной составляющей у поставщиков завода. Он уверен, что по итогам года компании не удастся выйти в чистую прибыль: несмотря на запуск новых моделей, продажи Lada на внутреннем рынке сократятся примерно на 17%, до 320 тыс. машин, а реализация на экспорт вырастет на 35%, до 70 тыс. машин.

Автоваз перевозит убытки на покупателя
© Дмитрий Лекай / Коммерсантъ