Несмотря на кризис, «АвтоВАЗ», как и было задумано, до конца года запустит две самые ожидаемые премьеры российского рынка — Lada Vesta и XRay. Президент автогиганта Бу Андерссон в интервью «Газете.Ru» рассказал, почему новые модели поначалу смогут купить далеко не все желающие и от чего будет зависеть их цена. Кроме того топ-менеджер прокомментировал тему возможных новых сокращений на заводе, отметив, что структура завода не оптимальна. — Господин Андерсон, вы заслужили репутацию высококлассного антикризисного менеджера. Что бы вы могли посоветовать простым россиянам, как им действовать во время очередного витка кризиса? — Происходящее сейчас – совершенно нормально. Рынок периодически растет, а потом падает. Но нынешняя ситуация в экономике отличается от того, что было десять лет назад. Поэтому я называю это временем возможностей. В короткой перспективе, конечно, нам придется непросто. Но после этого мы станем сильнее. — «АвтоВАЗ» может извлечь выгоду из кризиса? Ведь у вас производство с высокой степенью локализации. Конкурентам же приходится повышать цены из-за поставок иностранных запчастей. Во-первых, большинство наших работников – россияне. Они знакомы с российской экономикой. У них много сил для того, чтобы выжить в сложившихся условиях. Во-вторых, кризис — плохое время для любого вида бизнеса. И «АвтоВАЗу» сложно функционировать, когда он не может зарабатывать деньги. Но, в отличие от конкурентов, большинство затрат у нас связано с расчетами в рублях. — Ситуация сейчас стабилизировалась. Поставщики поняли, что нам нужно от них четыре составляющих: качественная продукция, своевременные поставки, хороший сервис и цены. Можно сказать, что все улучшается. Самое главное сейчас при работе с нашими поставщиками, это запуск наших новых автомобилей, седана Lada Vesta и кроссовера XRay. Детали для Vesta нам отгружают 250 российских поставщиков. Для Lada XRay мы сотрудничаем примерно с 50-ю. И у нас в голове только одно: запуск, запуск, запуск! И вместе мы сделаем хорошую работу. — Чтобы лучше контролировать процесс подготовки к запуску новых моделей вы переехали в Ижевск? — Я работаю там два дня в неделю. Я делаю это для того, чтобы быть ближе к автомобилю, который мы создаем. Мне нужно быть ближе к заводу, инженерам и поставщикам. Это действительно помогает. Завод в Ижевске довольно небольшой по сравнению с нашими мощностями в Тольятти. Мне хватает около трех часов, чтобы обойти все предприятие и оценить, как идет процесс. То есть каждый из этих дней я обхожу все предприятие и отдаю распоряжения. — Рабочая атмосфера на заводе в Ижевске отличается от той, что вы создали в Тольятти? Ведь в Тольятти у вас все под присмотром… — При работе в Тольятти мы прошли длинный путь, там было сделано очень и очень много. Завод в Ижевске гораздо меньше. У них много своих преимуществ. Но, возможно, они не привыкли работать так усердно, как мы в Тольятти. Но я думаю, что теперь они привыкают. Я буду постоянно присутствовать на заводе до тех пор, пока мы не проведем запуск всех продуктов. То есть до следующего года. — Сейчас мы построили уже более 200 автомобилей Vesta. И мы построим еще примерно столько же перед основным стартом производства. Олег и его команда (Олег Груненков, руководитель проекта XRay — прим. «Газета.Ru») построили 29 автомобилей и они построят еще около 150 машин. Это делается потому, что мы хотим создать востребованный автомобиль. Мы хотим, чтобы наши поставщики помогли создать нам настоящий продукт и у нас была возможность провести необходимые испытания. — «АвтоВАЗ» презентовал концепт Vesta в кузове универсал. Когда этот автомобиль появится на рынке? — Это новый для нас проект. Но мы прислушиваемся к нашим клиентам. Они попросили сначала сделать универсал, а потом уже хэтчбек. Так мы и поступили. Автомобиль получил хорошие отзывы. Что касается планов, то 25-го сентября мы запустим производство Lada Vesta, мы к этому готовы. Олег запускает производство Lada XRay 15-го декабря. И я могу сказать, что уже через год с настоящего момента мы можем приступить к производству универсала Vesta. Это не так долго. — Вы проводили исследования того, сколько людей уже сейчас готовы прийти в автосалон за Vesta? Некоторые дилеры рассказывают, что их клиенты постоянно спрашивают их об этой модели. — Мы узнаем это 25-го сентября, когда начнем прием заказов на Lada Vesta. Я уверен, что спрос будет большим. — Но ведь не все дилеры получат право сразу же продавать Lada Vesta? — Старт продаж будет осуществляться в три этапа. Сначала Vesta будет продаваться в 22-х крупнейших городах, включая Москву и Санкт-Петербург. Также машины сразу же будут продаваться в Тольятти и Ижевске. Затем они появятся еще в 65-ти городах, а после этого – во всех остальных. — Есть ли изменения в ориентировочных ценах на Vesta и XRay? Если бы мы запускали Lada Vesta сегодня, то она стоила бы от 495 тыс. рублей. Если говорить о XRay, то стартовая цена составила бы 595 тыс. рублей. Но мы все решим в последний момент. — Да, мы номер три. Но эта ситуация меняется от месяца к месяцу. Главное, что мы лидируем по итогам года. Мы ориентируемся именно на эти цифры. — Сейчас популярностью пользуются недорогие машины. Вы не боитесь, что клиенты могут уйти к конкурентам, они ведь тоже пытаются предложить оптимальные цены? — Наша политика такова, что мы не делаем продажи на скидках. Многие наши конкуренты предлагают серьезные скидки, но мы не хотим следовать их примеру. Это обесценит наш бренд, это разрушит восприятие наших новых моделей – Lada Vesta и XRay. Это наносит некоторый удар объему наших продаж, но мы вполне можем с этим жить. — Но помимо скидок есть же его программа господдержки. Будут ли доступны для моделей программы по трейд-ин, льготное автокредитование? — Все будет зависеть от государства. Сейчас подобные программы работают, и мы благодарим правительство за поддержку. — Сейчас автопроизводители вынуждены поднимать цены на свои модели из-за падающего курса рубля. Что будет происходить с ценами на продукцию «АвтоВАЗа»? — Мы всегда адаптировали цены под сложившуюся ситуацию. Точно также поступают и наши конкуренты. — Каким еще образом вы будете стараться снизить свои издержки? — Главное – это сделать цены наших поставщиков более конкурентоспособными. В чем-то мы добились успеха, в чем-то нет. Но именно на этом мы сфокусированы. — То есть главное поставщики, никаких сокращений на заводе? — У нас заключено соглашение с профсоюзом. В этом году не будет никаких сокращений среди рабочих. В новом году ситуация может измениться. — На данный момент вы можете сказать, что структура «АвтоВАЗа» оптимальна? — И, напоследок, ваша оценка объема проданных автомобилей в России в 2015-м и в 2016-м годах?