Очередная попытка «приструнить» водителей маршруток и увеличить штрафы за провоз «стоячих» пассажиров, скорее всего, не приведет к желаемым результатам, в том числе и в Москве, считает заместитель председателя Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Евгений Калинкин. Комментируя инициативу депутатов Госдумы по увеличению до 10 тыс. рублей штрафов за провоз в частных автобусах «стоячих» пассажиров, он отметил, что повышать ответственность перевозчиков необходимо в тандеме с внедрением на федеральном уровне новых стандартов, регулирующих отрасль, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Напомним, депутаты планируют обсудить вопрос увеличения штрафов текущей осенью. Как заявил один из авторов проекта зампред комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак, текущий штраф в 500 рублей не останавливает перевозчиков от нарушения закона. «Растет интенсивность движения, усложняются дорожные развязки, движение становится для водителя все более ответственным», — приводит слова депутата м24. В целом профильные общественные организации положительно отозвались на инициативу, так как предполагаемые штрафы призваны повысить безопасность пассажиров. Однако для того, чтобы такая мера действительно сработала, необходимо реализовать пакет совокупных мер, считает Калинкин. «Наша беда в отрасли по пассажирским перевозках заключается в том, что нет системного подхода и нормального государственного регулирования этой деятельности», — отметил он. По словам общественника, за последние три месяца произошло несколько крупных аварий, совершенных по вине водителей маршруток. Данные аварии — результат фактической неподконтрольности перевозчиков в части действительного объема перевозок, реальной прибыли и соответствующей уплаты налогов. Актуальна и проблема нелегальной конкуренции. Кроме того, работодатели зачастую заставляют водителей перерабатывать. «Нет ли логики, ни нормального здравого смысла», — подчеркнул Калинкин. Вкупе с увеличением штрафов за провоз «стоячих» пассажиров, необходимо разработать и принять единые стандарты, которые обяжут частных перевозчиков соблюдать, в зависимости от маршрута, интервал движения, отвечать за качество перевозок и качество подвижного состава. Тогда проблема нарушений в сфере перевозок не стояла бы так остро, отметил зампред профсоюза: «Переходный период надо рано или поздно заканчивать». Напомним, что в Москве реализуется региональная реформа наземного транспорта, по итогам которой всех частных перевозчиков столицы обяжут соответствовать единым стандартам. Это маршрутки не старше двух лет, с экологическим стандартом не ниже ЕВРО-4, имеющие общий внешний вид, оборудованные приспособлениями для инвалидов, системой слежения и системой контроля водителей. Всего на аукционы город выставил 211 маршрутов, которые передадут частным перевозчикам. На двух из них маршрутки нового образца появятся уже 30 сентября. Тем не менее, даже столичная реформа не обеспечит должный уровень безопасности и здоровой конкуренции, отметил Калинкин, так как она не продумана в части замены одного перевозчика на другого, в случае невыполнения первым требований города. «Конкуренция получается виртуальной», — подчеркнул он и отметил, что реально проблемы частных перевозок решит лишь внедрение общероссийских стандартов. Как, в свою очередь, заявил ИА REGNUM директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Константин Трофименко, перевозка «стоячих» пассажиров в машрутках дискредитирует весь общественный транспорт. «Речь должна идти о глобальном пересмотре взаимоотношений между частными перевозчиками и муниципальными властями с тем, чтобы все-таки какие-то критерии по качеству предоставляемой услуги были не просто пустым звуком, а выполнялись. Тут важно не только отсутствие стоящих пассажиров, важен и внешний вид, и техническое состояние, экологические характеристики и многое другое, — подчеркнул он. — Вопрос, конечно, и в контроле. Важно, чтобы у субъектов федерации были эффективные органы, которые могут контролировать соблюдение законов. Просто от суммы штрафа, если его никто не собирает, конечно, особо ничего не зависит». По мнению Трофименко, столичная реформа наземного транспорта вполне подходит под указанные критерии. «Эта реформа вполне себе в духе того, что сделали в свое время немцы у себя в городах. Эта реформа прогрессивна», — заявил он. Как пояснил корреспонденту ИА REGNUM руководитель ассоциации частных перевозчиков ТАМА Норайр Блудян, нормы вместимости маршрутных такси определяет сам перевозчик, и в случае, если автобус оборудован стоячими местами и поручнями, такая перевозка допустима. Административные штрафы за нарушения правил перевозки в Москве могут наложить лишь сотрудники ГИБДД и УГАДН, и данный вопрос вне ведения столичного департамента транспорта, курирующего московскую реформу. Поэтому отдельной инициативы по контролю за перевозкой стоячих пассажиров в Москве нет. То есть в данном случае столица полностью следует в русле федерального законодательства и точно также зависима от федеральных инициатив или их отсутствия.
