«Cтупень эволюции»: как сегодня наводят мосты для военных переправ

«Переправа, переправа, берег левый, берег правый...» В легендарном «Василии Теркине», как и в сотнях других фронтовых произведений, о непростой судьбе военных понтонеров было рассказано открыто и без прикрас. Тяжелая работа, и при этом - высочайшая ответственность. Понтонно-мостовые службы хоть и считаются подразделениями обеспечения, однако без них выполнение иной боевой задачи попросту невозможно. О том, как сегодня наводят переправы для продвижения воинских колонн, какие технологи и снаряжение применяют при выполнении подобных задач современные инженерные войска России, расскажет Алексей Егоров в очередном выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда». Мостовой «штурмовик» Танковый мостоукладчик МТУ-90М, по сути, - штурмовой мост. Его задача - продвигаясь вместе с танковой колонной, прямо во время боя обеспечить сооружение переправы через труднопреодолимое препятствие - водные преграды, овраги, а также устроенные противником инженерные заграждения. Один такой мостоукладчик способен навести мост грузоподъемностью 50 тонн через препятствие шириной до 24 метров. При том, что масса самой мостовой конструкции составляет всего 7,5 тонны. Что интересно: мост наводится без выхода экипажа из машины, и всего одним человеком – механиком-водителем. Тогда как для сооружения даже небольшой стационарной переправы через реку потребуется, как известно, целая бригада специалистов. Боевое отделение МТУ-90М, где находится личный состав, полностью герметично и оснащено средствами защиты от радиоактивного и химического заражения. В конструкции моста используется уникальная схема, представляющая собой «тройные ножницы». Наводка осуществляется с помощью гидроприводов, а снятие моста после его использования возможно с противоположного берега. Время на наведение и снятие переправ не превышает 2,5 минут. «МТУ-90М - пожалуй, самый совершенный на сегодняшний день танковый мостоукладчик, - считает военный эксперт, подполковник инженерных войск в отставке Юрий Веремеев. - Здесь хорошо отработана конструкция как базовой машины, так и системы наводки моста. Система достаточно проста в управлении, а в эксплуатации - не капризна». Тяжелый - значит, надежный Тяжелый механизированный мост ТММ-6 - следующая «ступень эволюции» армейских передвижных мостовых переправ. В его составе уже целый комплекс из двух мостоукладчиков и четырех транспортировщиков мостовых блоков. По своей конструкции мостоукладчик - это полноприводный автомобиль высокой проходимости со знаменитой колесной формулой «восемь на восемь». Непосредственно мостовой «блок» состоит из складывающегося пополам двухколейного пролета, длина каждого из которых составляет 17 метров, и телескопической опоры, которая «самоустанавливается» на высоту от 2 до 5 метров во время наведения моста. ТММ-6 обеспечивает переправу на жестких опорах через водные преграды, инженерные заграждения и завалы шириной до 100 метров. Правда, если речь идет о водной преграде, то предварительно нужно проверить ее дно, чтобы оно было приспособленным для установки опоры. Для этого проводится соответствующая разведка. Тем не менее, даже с учетом подготовительных мероприятий время наведения такого моста не превышает здесь 40 минут. При этом пропускать через себя ТММ-6 может технику весом в 60 тонн. Уникальность моста в том, что здесь сразу идет одновременно и его раскрытие, и опускание, и монтаж сцепной рамы. Как утверждают на АО «Омский завод транспортного машиностроения», где производится данное оборудование, подобной техники больше нет ни у одной страны в мире. Именно поэтому наш мост готовы активно покупать за рубежом. Иностранные конкуренты если и выпускают аналогичную технику, то используют метод «надвижки»: что-то вроде телескопической системы. По словам специалистов Омского завода транспортного машиностроения, данный метод не позволяет использовать промежуточную опору в конструкции и значительно увеличивает общее время установки моста. Кроме того, за рубежом мосты делают из алюминия, а в России - из стали. Поэтому наши мосты пускай и не такие легкие, но уж точно - более надежные. Кроме того, ремонт стального моста можно организовать в срочном порядке прямо неподалеку от передовой. Работа же с алюминием требует особых условий с соблюдением определенной температуры и влажности. Российскую технику вообще отличает максимальная простота. При этом основные системы - гидравлическая и электрическая - продублированы, что обеспечивает дополнительную надежность. Время наводить мосты Оборудование и содержание переправ на водных преградах, равно как и строительство мостов, входит в число основных задач инженерных войск. К слову, такие подразделения всегда были в составе любой армии. В русской, к примеру, первые упоминания о «военных плотниках» относятся еще к XVI веку и даже раньше - ко временам войска Дмитрий Донского. Хотя официально инженерные подразделения появились в русской армии только в 1701 году при Петре Первом. По тогдашнему уставу в составе артиллерийских частей должен был находиться понтонный парк из пяти лодок, обоза, а также 20 плотников. За 300 с лишним лет понтонное ремесло продвинулось далеко вперед в своем развитии. То, что раньше занимало дни и недели, сегодня делается за часы и даже минуты. Начальник инженерных войск Минобороны России генерал-лейтенант Юрий Ставицкий всю жизнь посвятил служению этому непростому делу - военной инженерной службе. Он убежден: инженерные войска России выполнят любую задачу, в любом месте. «На сегодняшний день мы не сорвали ни одну задачу: провели и переброску войск, куда нужно было, и высадку в Арктике, и много-много-много других задач, которые перед нами стояли», - свидетельствует генерал Ставицкий. В числе таких задач - строительство автомобильного моста над Минским шоссе в районе Военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных Сил России «Патриот» в подмосковной Кубинке. Мост был собран по военной технологии всего... за два дня, хотя обычно на такую задачу уходит куда больше времени. Для тех, кто сегодня приезжает в этот парк на автомобильном транспорте, первым «экспонатом» становится именно этот военный мост. Проверка «Открытой водой» Сегодня регулярными мероприятиями в Минобороны России стали различные соревнования профессионального мастерства. Эту практику привнес в жизнь военного ведомства его нынешний руководитель генерал армии Сергей Шойгу. Надо сказать, что такие состязания заслужили признание как у самих военных, так и завоевали популярность у многочисленных зрителей, которые допускаются на эти турниры в свободном режиме. Собственное первенство, получившее название «Открытая вода», организовали и военные инженеры. «Открытая» - потому, что на эти соревнования приглашаются коллеги из армий других стран. Как рассказал главный эксперт отдела подготовки управления начальника инженерных войск Минобороны России подполковник Александр Черный, в турнире этого года приняли участие команды из трех государств - Республики Беларусь, Китайской Народной Республики и России, причем все - на своей технике. В числе конкурсных задач «Открытой воды-2015» было и устройство переправы через реку шириной 300 метров. Снаряжение, оборудование - каждая страна использовала свое. Но вот что удивительно: если белорусы работали на машинах российской армии, не скрывая этого, то техника китайцев, вроде бы их собственного изготовления, оказалась удивительно похожа на нашу. «Китай - об этом можно сказать с уверенностью - взял нашу технику за основу, - полагает генерал-лейтенант Юрий Ставицкий. - Это говорит о том, что качество наших машин, если говорить, о понтонно-мостовом парке, остается идеальным». Правда, не все у коллег из Поднебесной получилось скопировать так же идеально. На тех же состязаниях военных инженеров было заметно, что техника для транспортировки понтонов китайской армии почему-то буксовала в прибрежном песке. У нас такого нет. Российские машины проходят данные участки без проблем, как, собственно говоря, и болотистую местность, и грязь, и броды. Арсеналы спасения Сегодня «мостостроители» в погонах имеют у себя на вооружении широкую номенклатуру специального оборудования, позволяющего им решать задачи любой сложности. Здесь и механизированные и наплавные мосты, и мостоукладчики, и понтонные системы. Если же условия не позволяют соорудить мост - нет ни материалов, ни возможностей для подхода техники, то выходом становится использование плавающего транспортера. Такая машина позволяет организовать десантную переправу артиллерийских систем, боевых машин пехоты, бронетранспортеров, тягачей, автомобилей, личного состава, грузов. Гусеничный ПТС-4 - новейший образец такого транспортера - обладает массой в 33 с небольшим тонны и может перевозить до 12 тонн по суше либо 18 тонн - по воде с максимальной скоростью соответственно в 60 и 15 километров в час. Двигатель мощностью 840 лошадиных сил позволяет транспортировать габаритную технику, размеры которой превышают 8 метров по длине и 3 метра по ширине. А для защиты от противника данное «транспортное» средство оснащено 12,7 пулеметом с боезапасом в 4 сотни патронов. В мирное время инженерные войска выполняют ряд важных общественно-значимых задач, участвуют в ликвидации последствий техногенных аварий и катастроф, стихийных бедствий. Так, в этом году силами инженерно-саперного батальона мотострелкового соединения Западного военного округа, дислоцированного в Нижнем Новгороде, был установлен наплавной мост через реку Нерль в Ивановской области. Решение на возведение моста принял командующий войсками ЗВО генерал-полковник Анатолий Сидоров после обращения местных властей о создании альтернативной переправы в связи с ремонтом пешеходно-автомобильного моста. После получения задачи подразделение совершило 5-часовой марш, преодолев около 300 км. Работы по наведению 60-метровой переправы заняли всего около 30 минут. Грузоподъемность понтонного моста составила 60 тонн, а работал этот понтонный «дублер» ремонтируемого моста почти до конца сентября. Большую помощь оказывают подразделения Минобороны России и в эвакуации людей и имущества из районов, регулярно страдающих от паводков. Здесь используются плавающие транспортеры, буксирно-моторные катера, военные автомобили повышенной проходимости. Для обеспечения деятельности транспортных магистралей и дорог общего пользования в местах подтопления и разрушения мостов наводятся переправы с использованием тяжелых механизированных мостов. В этой работе задействуются подразделения инженерных и железнодорожных войск, дислоцированных во всех военных округах. Нередко, военная техника может использоваться при спасении людей и не по прямому назначению. Тот же пролет мостового блока тяжелого механизированного моста ТММ-6, благодаря своей длине (17 метров) может быть применен для эвакуации людей из объятых пламенем верхних этажей зданий. Пролет просто поднимают и наводят на то место, где находятся люди, благодаря чему они могут покинуть опасное место. Такие способности армейской техники незаменимы в случае отсутствия специализированной пожарной машины, оснащенной выдвижными лестницами. Автор: Дмитрий Сергеев. Фото Минобороны России/АО «Омский завод транспортного машиностроения».

«Cтупень эволюции»: как сегодня наводят мосты для военных переправ
© ТК «Звезда»