Почему производители не любят "распашные" двери?
Пик популярности "распашных" дверей пришелся на межвоенный период, когда их можно было увидеть на самых разных автомобилях. Включая те, что вошли в золотой фонд мирового автопрома, - от сравнительного доступного Citroen Traction Avant до самых дорогих и роскошных моделей престижной марки Horch. На немалом числе машин такое решение применялось и в первые послевоенные десятилетия, но со временем инженеры остановились на схеме с креплением петель на передней стойке. И когда в 1971 году прекратилась сборка седанов Ford Thunderbird пятого поколения, в мире не осталось ни одного серийного автомобиля с дверями, открывавшимися против хода движения. Недостатков у такого решения в тот момент было немало. Во-первых, не зря такие двери часто называют "дверями для самоубийц": эта конструкция существенно повышала шансы водителя или пассажира вылететь из машины даже при ДТП средней тяжести – особенно пока автомобили не комплектовались ремнями безопасности. Во-вторых, были случаи, когда недостаточно тщательная проработка аэродинамики приводила к тому, что на скорости двери пытались распахнуться – к примеру, в конце шестидесятых об таком эффекте писали некоторые американские журналы, тестировавшие японскую малолитражку Subaru 360. В ситуации, когда безопасности уделялось все большее внимание, производители не желали рисковать – а в целом ряде стран отвечающие за сертификацию автомобилей структуры и вовсе поставили под запрет автомобили с "дверями для самоубийц". Классические машины с "дверями для самоубийц", кстати, пользуются повышенной популярностью в компаниях, которые сдают ретро-автомобили в аренду молодоженам В итоге к началу XXI века это решение уже выглядело экзотическим, и пользовались им только тюнеры. Но в начале двухтысячных как прорвало. Сначала одна за другой появилось несколько моделей, где задние двери выглядели скорее как дополнительные створки передних – они были небольшого размера, а распахнуть их можно было только после открытия передних. Причем это решение можно было увидеть как на спорткупе Mazda RX-8, так и на кроссовере Toyota FJ Cruiser. А вскоре после этого Rolls-Royce представил роскошный седан Phantom, у которого "самоубийственными" были полноценные задние двери. Как британцам удалось обойти действовавший в Евросоюзе запрет, до сих пор в деталях никто не рассказал. Одни утверждают, что чиновники сделали исключение, ознакомившись с работой электронных блокираторов (один из них не дает открыть дверь на скорости, другой – не дает машине набрать скорость, если автомобиль тронулся при открытой двери). Другие говорят, что Rolls-Royce сертифицировал машину с обычными задними дверями, а перенос петель подавался как индивидуальная доработка автомобиля по спецзаказу покупателя. Впрочем, сейчас это не так уж и важно, ведь европейский запрет в итоге отменили в начале 2010 года. Первым этим воспользовался Opel – распашными дверями может похвастаться второе поколение компактвэна Meriva. Но конкуренты последовать примеру немецкой марки что-то не спешат. Что же их останавливает? Во-первых, многие по-прежнему считают такое решение опасным. К примеру, что произойдет, если пассажир припаркованного автомобиля неосторожно откроет левую дверь и движущийся по соседней полосе автомобиль не сможет избежать контакта? В этом случае "суицидальная" дверь может нанести тяжелые травмы, в то время как обычную может просто вырвать из рук и оторвать. Во-вторых, сразу несколько компаний утверждают, что клиенты вовсе не считают непривычное решение более удобным. А раз так – производители не видят смысла увеличивать себестоимость задних дверей, тратя деньги на конструкторские работы и электронные системы страховки. Mazda RX-8 заслужила немало комплиментов - но конкуренты эту идею не подхватили. P.S. АвтоВести до сих пор не ответили на простой вопрос, интересующий лично вас? Тогда оставьте этот вопрос в комментариях. Но не забудьте перед этим свериться с полным списком материалов этой рубрики.
