Nissan сворачивает производство автомобилей гольф-класса

Nissan «в связи с серьезным падением рынка новых автомобилей в России» приостановил производство хетчбэка С-класса Nissan Tiida. Кроме того, сокращено производство седана С-класса Nissan Sentra на заводе в Ижевске, входящем в группу «АвтоВАЗ», рассказал «Ведомостям» представитель Nissan. Представитель «АвтоВАЗа» от комментариев отказался. Выпуск Tiida (модель производилась с начала 2015 г.) был приостановлен еще в августе, а производство Sentra (выпускается с лета 2014 г.) сократилось в октябре (более свежих данных нет) в 10 раз по сравнению с февралем этого года, следует из отчетов «АСМ-холдинга». Всего за 10 месяцев 2015 г. в Ижевске было выпущено 3438 Tiida и 5072 Sentra. Помимо Nissan в Ижевске выпускается Lada Granta и новинка – Lada Vesta. Их в январе – октябре произведено 53 487 шт. Отказываться от выпуска Tiida и Sentra компания не собирается, уверяет представителя Nissan: «Пока таких планов нет». По его словам, производство Tiida будет возобновлено в Ижевске, когда стабилизируется ситуация на рынке: «Более точные сроки указать сложно». По итогам 11 месяцев 2015 г. рынок легковых автомобилей и LCV в России сократился на 34,5%, продажи Nissan – на 42%, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса. Один из дилеров Nissan говорит, что ему неизвестно о приостановке российского производства Tiida. Нужные модели он заказывает со склада компании, и пауз в поставках не было. По его словам, спрос на Tiida и на Sentra небольшой, дилерам приходится помимо скидок, которые дает сама компания, добавлять еще и свои. Главная проблема – общее сокращение спроса в С-сегменте (см. врез), а также высокая цена, считает дилер. Tiida стоит от 839 000 руб. (без учета акций), Sentra – от 878 000 руб. Лидирующая в этом классе Skoda Octavia стоит от 833 000 руб. Автомобиль выпускается по контрактной схеме на ГАЗе, его производство (как и других моделей группы VW в Нижнем Новгороде – Skoda Yeti, Volkswagen Jetta) тоже приостанавливалось, но перерыв был меньше – с 1 по 13 июля. Этой осенью Nissan уже прекратил выпуск седана Teana на своем заводе в Санкт-Петербурге (объяснив это сокращением D-сегмента – за исключением премиальных брендов) и начал выпуск массовой модели – кроссовера Qashqai. Компания также предупредила, что с весны 2016 г. на заводе в Санкт-Петербурге введет одну рабочую смену вместо двух, сократит около 500 рабочих мест. У Nissan правильная стратегия для текущей ситуации на рынке, комментирует дилер: компания концентрируется на массовых моделях – седане Nissan Almera (выпускается в Тольятти), кроссоверах Nissan Terrano (Москва) и Nissan X-Trail (Санкт-Петербург), а также на хетчбэке и седане Datsun mi-DO и on-DO (Тольятти). Их продажи дилера устраивают: «Они не хуже рынка». Nissan поступает прагматично, не допуская затоваривания, так же делают и другие заводы, приостанавливая выпуск отдельных моделей или всего конвейера, комментирует аналитик «Метрополя» Андрей Рожков. А вот группе «АвтоВАЗ» невыгодно сокращать контрактное производство – это одно из основных направлений бизнеса компании, которое к тому же дает гарантированную прибыль, замечает он: чистая маржа – 1–2% от выручки от такого производства. По итогам девяти месяцев 2015 г. на контрактное производство пришлось 27,6% общей выручки «АвтоВАЗа», которая составила 125,3 млрд руб. при чистом убытке в 9,5 млрд по РСБУ (по МСФО убыток еще больше – 15,8 млрд при выручке в 131,2 млрд руб.). Всего за 10 месяцев 2015 г. на обоих заводах группы, в Тольятти и Ижевске, по заказам альянса Renault-Nissan было выпущено 112 943 машины – на 27,6% больше, чем в январе – октябре 2014 г., по данным «АСМ-холдинга». Для сравнения: выпуск Lada за тот же период сократился на 17,6% до 261 206 шт. Правда, рост контрактного производства объясняется эффектом низкой базы: например, седан Datsun on-DO производится с лета 2014 г., хетчбэк Datsun mi-DO – с начала 2015 г.

Nissan остановит производство автомобилей гольф-класса
© М. Стулов / Ведомости