Машины Кремлевского гаража особого назначения проехали... 95 лет

...Так уж быть, раскрою эту тайну. Гараж особого назначения (ГОН) Федеральной службы охраны находится в сотне метров от Кутафьей башни, правда, на территории Кремля. Как зайдешь - сразу направо. Мне повезло - я увидел своими глазами (мой объектив - свидетель) не только этот секретный объект. В честь 95-летия ГОНа (его очередная годовщина традиционно отмечается в начале года) журналистам решили показать автомобили первых лиц государства - они передвигаются на «Мерседесах». Стоят тут также и «ЗИЛы» - советские лимузины, один из которых возил Бориса Ельцина. Удалось поговорить накоротке и с советником директора ФСО России, доктором исторических наук Сергеем Девятовым. На мои вопросы, чтобы было удобнее, он отвечал, сидя за рулем «ЗИЛа». - А вот вы сейчас на месте водителя, который Ельцина возил? - спрашиваю у Сергея Викторовича. - Нет, Борис Николаевич ездил в соседней, она бронированная, но сейчас закрыта. - А эта же вроде ничем не отличается... Их давно, вообще, из эксплуатации вывели? - Ну почему же, они и сейчас периодически используются. Вообще, это - машина сопровождения, в 1980-е «ЗИЛ» был сверх-актуальным автомобилем. Н-да, вот рядом стоят «Мерседесы», на которых и сейчас передвигается высокое должностное лицо. Пытаюсь выяснить у сотрудников ГОНа что-то про толщину брони, но никто ничего не отвечает: «Секрет!» К сожалению, на этот раз не удалось прикоснуться к более старинным автомобилям - они будут представлены на выставке в Сокольниках с 4 по 8 марта, главным «гвоздем» там и будет экспозиция машин первых лиц государства. Плюс - автомобили и мотоциклы почетного эскорта. НАША СПРАВКА От императора до президента В 1905 году, начале осени, в Царское село на автомобиле заехал полковник Орлов, и именно он впервые прокатил на машине сначала Николая II, а потом и его семью. В 1906-м было принято решение закупить автомобили. В 1907-м в появился Собственный Его Императорского величества гараж. Так и началась история ГОНа. Первым автомобилем, купленным для государя, был лимузин Dellaunnau-Belleville, а для нужд свиты приобрели четыре «Мерседеса». При гараже тогда была создана Императорская школа шоферов. Гараж, вместе с персоналом сохранился и после революции - никто и не вспоминал, что еще недавно возили ненавистного царя. Водитель Ленина имел при себе оружие и обеспечивал защиту вождя. Кстати, именно он - Степан Гиль в 1921 году и был назначен на должность руководителя Гаража особого назначения.

Машины Кремлевского гаража особого назначения проехали... 95 лет
© Комсомольская правда