Смертность на дорогах. Реплика Николая Николаева
Смертность на российских дорогах – проблема государственного масштаба. Подтверждение тому — прошедшее заседание президиума Госсовета под председательством главы государства. В одном из майских указов президента четко поставлена задача – к 2018 году снизить показатель смертности на дорогах до 10,6 на 100.000 населения. Добиться этого – значит совершить настоящий прорыв. Ведь в 2012 году, на момент подписания указа, этот показатель составлял 19,6 случая. Надо сказать, что прошлый год показал улучшение, если так можно вообще сказать о ситуации, когда на дорогах погибло 23114 человек. Для сравнения: 2014 год унес в ДТП почти 27 тысяч жизней. По моему мнению, такое снижение — прежде все результат пристального внимания к проблеме со стороны Главы государства и общественности. В 2015 году президент несколько раз возвращался к рассмотрению этой темы, в результате чего им было дано более десятка специальных поручений правительству. Да и общественность не дремала. В Общероссийском народном фронте ровно год назад стартовал проект "Карта жизни", мобилизующий активистов со всей России на борьбу с местами концентрации ДТП. Публичность и пристальное внимание президента решает многое. Иначе как объяснить факт, что эффективность использования средств, выделяемых на повышение безопасности дорожного движения, разом подскочила: денег в 2015 году потратили на 600 миллионов меньше, чем в предыдущем, а результаты вполне осязаемые. По итогам прошлого года показатель смертности снизился на 14,7% к показателям прошлого года. Однако если в крупных городах ситуация улучшается, то на федеральных трассах за прошедший год мы потеряли 6 226 человек. Это почти треть от общего числа погибших на дорогах России. Если учесть общую протяженность дорог этой категории –50 600 километров, получится, что каждые восемь километров федеральных трасс забирают одну человеческую жизнь. ОНФ составил рейтинг самых смертоносных федеральных трасс. Лидирует в печальном списке трасса А 146 "Краснодар – Верхнебаканский, Адыгея": здесь на 150 километрах погиб 71 человек. То есть 4,7 случая на 10 километров. Пока федеральные трассы больше похожи на поле битвы, а не транспортные маршруты. И без пристального внимания эту проблему не решить. Президент правильно отметил, что все вопросы — решаемы, если действовать целенаправленно. На мой взгляд, главным результатом прошедшего заседания президиума госсовета стало разрешение двух основных парадоксов, которые присутствуют в системе обеспечения безопасности на дорогах. Парадокс первый: функции контроля за безопасностью дорожного движения и организация оного принадлежат разным структурам. За безопасность отвечает ГИБДД, за организацию — муниципалитеты и регионы. Доходит порой до абсурда: ГИБДД судится с местными властями, чтобы, например, поставить светофор или ограждение. Есть все шансы, что теперь все сконцентрируется в руках МВД, и это правильно. Кто отвечает за результат, тот должен и рулить процессом. Парадокс второй: на деньги, выделяемые государством на повышение безопасности дорожного движения, покупались камеры видеофиксации нарушений, камеры собирали штрафы, а штрафы направляясь прямиком в бюджеты регионов, где они тратились на неизвестные, хотя, вероятно, полезные вещи. Теперь эти средства будут "окрашены". И после поступления штрафов в дорожные фонды, они станут целевыми и будут тратиться на безопасность дорожного движения, в частности, на устранение участков, где чаще всего происходят аварии и гибнут люди. На заседании говорили и о других важных мерах: о переходе на единые критерии показателей смертности от ДТП, о необходимости проведение аудита безопасности на дорогах на уровне муниципалитетов, о снижении аварийности за счет правильной организации дорожного движения. В течение всего прошлого года все эти вопросы не раз поднимались гражданскими активистами Общероссийского народного фронта и, похоже, сейчас их ожидает логическое разрешение. Всем нам на пользу и здоровье.