Оформляем аварию без гаишников
За последние пару лет у гаишников и в страховании произошло столько изменений, что черт ногу сломит. Например, есть один момент, в котором путаются почти все. Самостоятельное оформление аварии водителями дружно называют «Европротоколом», но это не равнозначные понятия. «ЕВРО» ИЛИ НЕ «ЕВРО»? «Европротокол» - это оформление документов о ДТП без вызова сотрудников полиции. Такое возможно только при соблюдении шести условий (см. схему). При «Европротоколе» участникам аварии следует сфотографировать «раны» машин и заполнить все пункты бланка «Извещения о ДТП», которое в страховой компании выдают вместе с полисом. Каждый участник передает свой бланк извещения в свою страховую компанию в течение пяти рабочих дней. А гаишники вообще остаются в стороне, им даже звонить не нужно. Теперь похожая история: столкнулись всего две машины, люди не пострадали, полисы ОСАГО у обоих есть, а разногласий нет. Но размер ущерба больше 50 тысяч, или определить его не получается. Что делать? Звонить гаишникам (по телефону 112 либо 02) и поступать в соответствии с их инструкциями. Они могут и не приехать на место, тогда надо снять все на фото или видео при помощи, например, телефона, а потом покинуть место аварии, чтобы освободить дорогу и не создавать затор. Это не считается оставлением места ДТП. Наоборот, если нагрянут гаишники и увидят, что вы устроили «запруду», накажут штрафом в одну тысячу рублей. Отъехав в сторонку, придется самостоятельно заполнить бланк «Извещения о ДТП». По новым правилам, большинство ДТП должно оформляться вот так, и никакой это не «Европротокол». Потому что в случае, если есть сомнения по поводу размера ущерба или нет уверенности в подлинности полиса ОСАГО, например, придется после оформления бумаг поехать в отделение ГИБДД, где выпишут постановление виновному и составят справки о ДТП (см. рекомендации Госавтоинспекции по оформлению аварий). «Европротокол» в чистом виде - это ваше прямое обращение в страховую за возмещением без полицейских бумаг. НЕ ВЕРЬ, НЕ РЕМОНТИРУЙ, НЕ ПРОСТИ Теперь настал черед предостережений. Перечислим пять ошибок, которые сулят десятки проблем. ►Уехать с места аварии: сбежать или по устному согласию с оппонентом. Запросто поймают и лишат прав на год-полтора или арестуют на 15 суток. Когда виновник ДТП скрылся, нужно звонить в полицию. Если пострадали люди, а лихача не нашли, для получения выплат нужно писать в Российский союз автостраховщиков (РСА). ►Не проверить. В пространственные рассуждения, кем является человек человеку на дороге после аварии, пускаться не будем. Просто забудьте про слово «поверить», так будет легче всем. При оформлении аварии полюбовно нужно смириться с необходимостью показать собрату по несчастью свой документ на машину, водительские права и полис ОСАГО. Иначе в итоге может выясниться, что машина в угоне, номера поддельные, а полиса нет совсем. С кого получать выплаты? ►Не оформить «Извещение о ДТП». В страховой вас запросто «отфутболят», если вы не предоставите эту бумажку. Или заполните бланк, но не полностью, «криво» нарисуете схему аварии, забудете поставить автографы. А справки о ДТП от гаишников у вас нет, вот и придется обивать пороги судов, пытаясь доказать, что авария была, а вы не мошенник. ►Взять наличные. Закон этого не запрещает, рассчитались на месте и разъехались - гаишникам мороки меньше. Но тогда, во-первых, берите расписки друг у друга, что претензий не имеете. Во-вторых, будьте готовы, что могут вскрыться скрытые повреждения, исправление которых влетит в копеечку, а поезд уже ушел. ►Отремонтировать авто. Страховая в течение пяти дней после подачи заявления должна направить машину на экспертизу, а в течение 20 дней дать ответ по поводу выплат. Лучше не ремонтируйте авто до тех пор, пока не получите на руки деньги или направление на ремонт.
