Войти в почту

Что сегодня происходит на Крымском мосту

Два месяца назад, 19 февраля, началось официальное строительство главного путепровода из материковой России в Крым. На косе Тузла и одноименном острове посередине Керченского пролива выросли десятки высотных кранов, возведен первый и заканчивается строительство второго технического моста, работы идут круглосуточно. Уже сейчас до крымского берега от переднего края идущей с краснодарской стороны стройки чуть больше трех километров. Что сегодня происходит на Крымском мосту, кто здесь работает и реально ли завершить стройку в заявленный срок — в репортаже корреспондента «Русской Планеты». От античности до наших дней Станица Тамань — последний населенный пункт перед материковой площадкой моста. Вдоль трассы тянутся виноградники, а на подъезде возвышаются похожие на нефтехранилища огромные винные резервуары компании «Фанагория». Кубанские виноделы уже договорились заложить 19 тыс. бутылок коллекционного вина — по тысяче на каждый километр будущего моста — урожая прошлого года. Эксклюзивное вино «Крымский мост» выпустят в 2019 году, когда запустят две железнодорожные линии и полностью откроют путепровод. В декабре 2018 года по Крымскому мосту начнется автомобильное движение. Здесь будет четыре полосы, по две в каждую сторону, с расчетной скоростью проезда до 120 км/ч. Еще через год официально запустят проходящую по параллельным пролетам железнодорожную линию. Путепровод при этом не остановит сообщение между Черным и Азовским морями — ближе к керченской стороне остается широкий коридор длиной 227 метров. Сегодня Крымский мост возводят более 2,2 тыс. сварщиков, бетонщиков и арматурщиков. Фото: Андрей Кошик/ Русская Планета А пока здесь возводятся временные рабочие мосты, по которым рабочие доставляют опоры и металлические конструкции. Первый, длиной чуть больше километра, соединяет косу Тузла с одноименным островом. Второй, строительство которого планируется завершить в мае, от острова идет к русловой опоре, мимо которой проходят суда. Третий появится уже этим летом, он тянется с крымской стороны. Сегодня мост от острова Тузла уходит в пролив на 1,8 км — с его окончания можно разглядеть домики на противоположном берегу. — Коса Тузла останется в том же виде, она будет снижать волновые и ледовые нагрузки. Экологи рекомендовали нам не проводить дополнительные работы по разборке грунтовых сооружений, чтобы не оказывать большего воздействия на морскую флору и фауну, но мы и так планировали их оставить. Насыпи под мостом позволят осуществлять легкий доступ к мостовым конструкциям при их эксплуатации и содержании. Доступность на оконечность косы очень помогла нам в самом начале строительства, — рассказывает РП Роман Новиков, и.о. начальника ФКУ Упрдор «Тамань» — заказчика строительства моста. Местные краеведы говорят, что над возведением моста через пролив задумывались столетия назад: на его берегах еще с античных времен существовали города — Тамань древние греки называли Гермонассой, а Керчь Пантикапеей, здесь проходили караваны Великого шелкового пути, проплывали ладьи по пути из варяг в греки и сарацины. Во время подготовительных археологических раскопок на будущей стройплощадке моста нашли захоронения пятитысячелетней давности, древнеримскую виллу, средневековый хазарский поселок и более 80 захоронений разных эпох. В древности на косе Тузла существовал пеший переход, который называли бычьим бродом — в засуху по нему на крымский берег могло попасть даже стадо коров. Затем море наступило, и местные жители переправлялись на лодках. Реализовать же планы по строительству моста смогли только во время Великой Отечественной войны. Оккупировавшие эту территорию гитлеровцы уже привезли металлические конструкции, но собрать их не успели из-за наступления Красной Армии. Строили первый мост советские инженеры, правда, простоял он всего несколько лет, обрушившись под натиском льдин. Строит вся Россия Директор по строительству компании «Стройгазмонтаж», подрядчика стройки, Леонид Рыженькин рассказывает: возведение путепровода через Керченский пролив станет рекордным и по объемам работ, и по сжатости сроков. — С учетом того, что президентом России поставлена задача соединить в кратчайшее время материковую часть России с полуостровом, проектирование проведено в течение года, мы получили положительное заключение госэкспертизы и уже два месяца работаем в круглосуточном режиме, — пояснил Рыженькин. Возведение моста стало действительно всероссийской стройкой — здесь можно увидеть технику с номерами самых разных регионов страны, рабочие приезжают вахтовым методом с Дальнего Востока, из Подмосковья, Крыма и Краснодарского края. Многие инженеры прошли масштабные стройки владивостоксого саммита АТЭС, Игр в Сочи и Универсиады в Казани. Сегодня Крымский мост возводят более 2,2 тыс. сварщиков, бетонщиков и арматурщиков, а когда работы выйдут на новый уровень, их количество вырастет в полтора раза. Для рабочих на кубанской и керченской сторонах построены целые автономные городки, а на самой стройплощадке установлены серые вагончики-бытовки. Представитель подрядчика подробно рассказывает о технических решениях, принятых при строительстве: мост начинается на Таманском полуострове, затем проходит по 5-километровой косе Тузла, одноименному острову и, огибая с севера мыс Ак-Бурун, выходит к Керчи. Уточняется, что в проливе крайне сложная геология и сейсмика, а дно сильно заилено: чтобы достичь плотного грунта, некоторые сваи забивают на 94 метра. В зависимости от территории отличаются и типы свай — на крымской стороне это призматические конструкции длиной 16 метров, на краснодарской — буронабивные из бетона и стали, в основной же части используют трубчатые сваи с железобетонным наполнением. Мостостроители работают в непростых погодных условиях. Здесь часто штормит, а небо затягивают грозовые облака. А ведь трудиться им приходится в открытом проливе, когда под тобою сотни метров водной глади. Из-за погодных условий у строителей 250 рабочих дней в году. Фото: Андрей Кошик/ Русская Планета — Из-за погодных условий у нас 250 рабочих дней в году, так и определено в графике. В оставшееся время мы не можем работать в акватории, плавательные краны стоят в укрытии. Например, при подготовительных работах в прошлом августе было 14 нерабочих дней, — комментирует директор по строительству компании «Стройгазмонтаж». — При этом реально оцениваем, что в конце 2018 года запустим рабочее движение по автомобильной части моста, а полностью сдадим его еще через год. Фугасы обезвредили, дороги построили, растения пересадили Придерживаться сроков помогла масштабная подготовительная работа, начавшаяся за год до официального старта стройки. Здесь не только бережно перенесли краснокнижные растения, обезвредили более 700 оставшихся со времен Великой Отечественной бомб и провели археологические раскопки, обнаружив тысячи предметов глубокой древности, но и создали подъездные пути, мобильный арматурный цех и цех антикоррозийной защиты. — Очень многое сделано для оптимизации логистики, построены 25 километров новых дорог. Открыт технический путь в обход населенных пунктов, что, с одной стороны, убыстряет проезд машин, а с другой, не создает дополнительных неудобств местным жителям, — перечисляет и.о. начальника ФКУ Упрдор «Тамань». — Открыт грузовой двор в районе будущей станции «Портовая» в непосредственной близости от моста, что позволило нам на 32 километра приблизить к стройке разгрузку. Представитель ООО «ИЦ «МИТ», организации, которая осуществляет экологический контроль стройки — заместитель генерального директора Глеб Ватлецов рассказал РП о том, как масштабные работы отразятся на окружающей среде. Еще на этапе подготовки с примыкающей к стройплощадке территории вручную переселены на компенсационные участки пять видов краснокнижных растений и шесть видов животных. — Важно, что в связи со строительством не будет меняться территория Тамано-Запорожского зоологического заказника, положение о котором утверждено в августе 2015 года. Мы лишь частично зашли на его территорию, что позволяет вести строительство без влияния на заказник, — делится эксперт. — Ущерб от работ отдельно просчитан по различным средам — воде, биоресурсам, воздуху, даже уровню шума. Например, по самому крупному пункту — ущербу водным и рыбным ресурсам — он оценивается в сумму порядка 200 миллионов рублей. Параллельно проводятся компенсационные работы, продолжается экологический мониторинг, данные которого ежеквартально публикуются на сайте Упрдора.

Что сегодня происходит на Крымском мосту
© Русская Планета