Помеха-невидимка
Начало мотосезона, как правило, сопровождается порциями свежих препирательств между автолюбителями и мотоциклистами в соцсетях и на форумах. Одни считают, что мотоциклы слишком быстро «носятся», другие обвиняют первых, что те не смотрят «по зеркалам». Ежегодно по этим двум причинам, обычно сразу по обеим, и происходят столкновения с серьезными последствиями. По данным статистики ГИБДД региона, с начала текущего мотосезона пострадали 10 мотоциклистов, 2 погибли. В прошлом же сезоне всего любителями мототехники было совершено 10 тыс. нарушений ПДД. По заданию Правительства РФ в рамках обсуждения нового понятия «опасного вождения» были созданы небольшие ролики, наглядно иллюстрирующие конкретные дорожные ситуации. Одна из таких ситуаций под кодовым названием «грядки» рассматривает движения мотоцикла между рядов, обозначенных разметкой. Именно эта манера езды мотоциклистов часто раздражает водителей автомобилей, приводит к повреждению зеркал, конфликтам, а при перестроении автомобиля — и к ДТП. С формальной точки зрения существующие ПДД не допускают движения транспортных средств вне полосы, если нанесена разметка полос — именно так в большинстве своем расчерчены новосибирские большие магистрали. Пункт 9.7 правил требует: «…если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении». «Мотоцикл является транспортным средством, двигаться должен по полосам. А то, что они двигаются в междурядье, — это считается нарушением. Два мотоцикла, пожалуйста, в одной полосе могут ехать. Вчера ехала девочка на мотоцикле, достаточно большом, красивом, и ехала настолько аккуратно, настолько тактично себя вела. Она не влезала ни в какие междурядья, ехала вместе со всеми, в пробке стояла вместе со всеми», — рассказывает инструктор автошколы «Ягуар» Михаил Оришин. В новосибирской госавтоинспекции объяснили, что за игнорирование п. 9.7 ПДД предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ (нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги) — штраф в размере 1500 руб. Правда, новосибирских мотоциклистов гораздо больше наказывают за нарушение скоростного режима. «На скорость камеры их берут. У нас очень много комплексов, которые "стреляют в спину". На Димитровском мосту, к примеру, на Старом шоссе. Приходят им штрафы еще как, причем немаленькие. Они, как правило, превышают [скорость] свыше 60 км/ч. 5 тыс., 2 тыс. штрафы», — говорит представитель УГИБДД МВД РФ по Новосибирской области Руслан Абилев. Движение мотоциклов между рядами машин, особенно в пробках, — давно сложившаяся практика. Как считают представители мотосообщества, при должной аккуратности, на небольшой скорости это не вызывает никаких проблем. «При движении между рядами мотоциклиста виднее всем — и водителям впереди идущих транспортных средств, и водителям, которые едут сзади. Если мотоцикл едет в середине полосы, как ему и положено, он имеет возможность наехать на препятствие, которое автомобиль пропускает между колесами. Если он едет по левой колее (левая часть целой полосы. — Д.К.), его не видно справа, и какой-то желающий перестроиться тупо с правой стороны заезжает в то место, где едет мотоцикл, и выдавливает его либо на соседнюю полосу, либо на "встречку". Если по правой колее — соответственно все то же самое слева происходит. В междурядье тоже надо ездить с умом, если автомобили едут со скоростью 50 км/ч, не надо лететь 100. Достаточно иметь плюс 10 км/ч к потоку», — рассуждает президент мотоклуба «99 процентов» Константин Нельзин. По мнению эксперта, автолюбители должны замечать мотоциклиста в зеркала заднего вида, правда, при условии, что тот «не валит». Координатор «Авто-Мото Ассоциации» Владимир Кириллов считает, что движение мотоциклов между рядами машин логично в условиях пробок и никому не должно мешать. «Многие из молодых водителей на это жалуются, кто не обладает большим опытом и боятся всего, что неожиданно и т.д. Если ты опытный водитель, ты знаешь, что каждые 10 секунд надо смотреть в зеркала, ты всегда заметишь. Когда ты протискиваешься, стоя в пробке, какое это нарушение? В пробках сам бог велел использовать преимущества малых габаритов. Я сам так езжу с 1987 года», — говорит Владимир Кириллов. По данным опроса читателей НГС, 59,5 % респондентов, отвечая на вопрос: «Вас раздражают мотоциклисты, ездящие между рядами автомобилей?», выбрали вариант «Да, пусть ездят только в полосах, как того требуют правила». Вариант «Нет, если ездят аккуратно» выбрали 30,4 % читателей. Вариант «Не знаю, зависит от места и особенностей дороги» выбрали 8,6 % читателей. «Их не видно не только по скорости, есть слепая зона. Зеркала ограниченны. Между полос ему никто не разрешал ездить. Мотоциклы должны понимать, что мы на 4 колесах и мы в металле, а у них все мозги окажутся в каске, может быть, суровая фраза… Ну, помнешь ты мне бок, ну зеркало снесешь. Упасть очень легко между двух машин. Один парень, лежащий в больнице на вытяжке всех 4 конечностей и позвоночника, вопил: вот бы мне все обратно, я бы не разбился», — заключает руководитель автошколы «Ягуар» Маргарита Политова.
