Идеальный мир Volvo S90: тест-драйв по-шведски

За руль Volvo S60 я сел в тот день, когда Великобритания проголосовала за выход из Евросоюза. Маршрут пролегал по средиземноморскому побережью Испании. Огибая на этот раз Гибралтар с особой настороженностью, я думал, что шведской новинке суждено сыграть в истории не менее важную роль. Во всяком случае, в Volvo Car Corporation про автомобиль поняли нечто такое, что еще неведомо европейским конкурентам. В целом этот автомобиль — как уменьшенная модель Евросоюза. Достаточно приглядеться к стеклам: лобовое и заднее изготовлены в Польше, дверные — в Швеции, дополнительные — в Чешской Республике. Формально Volvo S90 остается шведским. А на деле? Хотя Евросоюз чаще всего критикуют именно за недостаточный учет интересов отдельных его членов, без глубинной экономической интеграции в наши дни, по-видимому, уже никак. Однако как такое взаимодействие влияет на гражданское сознание, на самоутверждение? Даже самый значительный успех тонким слоем размазывается по всему общеевропейскому пирогу. И разработчикам приходится прилагать все больше усилий, дабы подчеркнуть самобытность их изделия. Причем, заметьте, это не шведы украсили передние сиденья Volvo S90 кокетливыми ярлычками в цветах национального флага, а британский дизайнер Робин Пэйдж, до этого создававший салоны автомобилей Bentley. Добавлю, что настоящий шведский стиль в компании Volvo Cars сегодня культивирует интернациональная команда, прежде создавшая запоминающиеся образы автомобилей Volkswagen, Skoda и Ford. Налицо очевидное несоответствие сущности и ее восприятия. Вместе с тем в компании продолжают прикладывать немалые усилия в поддержание иллюзий. Возникает вопрос, так ли это необходимо сегодня? Что вообще значит самоидентичность во времена, когда за отворотом любой вещи обнаруживается бирка Made in China? Есть странная ирония, что логика происходящего вокруг нас существенно опережает наше представление о происходящем. Багаж старых схем тяготит нас, мы еще хватаемся за них при оценке событий. Мы ведем себя как та домохозяйка на овощном рынке, что ловит торговку на обвешивании, вместо того чтобы внести поправку на обман в семейный бюджет. 90-60-90 Компания Volvo Cars гордится своими автомобилями с кузовом универсал. Первый такой, названный 445 Duett, шведы выпустили более 60 лет назад. Если точнее, то 4 июля 1953 года. Причём в сборке самолично участвовал один из основателей компании, Ассар Габриэльссон. Всего же за шестьдесят с лишним лет под маркой Volvo построено около шести миллионов универсалов. Вот уже двадцать лет компания обозначает свои седаны литерой S, модели повышенной проходимости — аббревиатурой XC, а универсалы — литерой V (заглавная буква шведского слова vagn — «фургон»). Вот и сейчас вслед за седаном S90 шведы представили универсал V90. Однако к нам его не повезут. Вместо него в обозримом будущем на российском рынке появится модификация V60 Cross Country с увеличенным дорожным просветом, всеми четырьмя ведущими и универсальным кузовом. Еще свежи в памяти времена, когда тест-драйвы превращались в своего рода состязания между журналистами и представителями завода. Первые лихорадочно выискивали у нового автомобиля недоделки, вторые тщательно их скрывали. Шумноват мотор? Заскрипела разогревшаяся под солнцем приборная панель? Слабовато нарастает усилие на руле и приходится «ехать по глазам»? Локоть бьется о центральный тоннель, когда переключаешь передачи в ручном режиме? От тех, кто встречал журналистов у отеля, требовалось решительно отвести все нападки, отмазать, ничем не выдать, не посрамить и прочее. Коронным аргументом заводчан, как помнится, было: «Ну, это же предсерийные образцы!» Собратья по перу сохраняли реноме, отыгрываясь на какой-нибудь малозначительной мелочи вроде неудобно расположенного прикуривателя. И тут вдруг оказывается, что до того, как автомобиль устроен, больше нет дела ни журналистам, ни покупателям. Медийную судьбу новинки решают роскошный отель, правильно расставленные акценты на презентации и развлекательная программа. Ну и личное обаяние хозяев вечера. А главное — чтобы везде был Wi-Fi. Есть он и в автомобиле Volvo S90. Автомобили настолько усложнились, что уже мало кто понимает, как они действуют. И создают их давно уже не чемпионы по ралли, а победители всемирных компьютерных игр. Можно отпустить руль и педали на скорости 130 км/ч, и Volvo S90 будет сама удерживаться в полосе движения. Как?! Но разве кто вникает, по какому принципу устроен его смартфон? Работает себе три-четыре года, и ладно! Непонимание происходящего вызывает у нормального человеческого мозга встречную реакцию — он отключается. И хотя открытые капоты по-прежнему собирают вокруг себя не меньше мужчин, чем шесты в стриптиз-клубе, теперь и они лишь порождают иллюзии. Подкапотное пространство S90 — трогательный отпечаток уходящей эпохи. С виду здесь упрятан внушительный V6, если не V8, причем расположенный классически — продольно. Да и как иначе стоять двигателю под таким длинным капотом? Ан нет! Под эффектной моторной крышкой на самом-то деле всего рядная двухлитровая четверка, и стоит она поперек. Легковесная, сверхэкономичная и природолюбивая. А скоро появится и вовсе трехцилиндровый агрегат! Хотя, в версии S90 Т6 AWD четыре цилиндра вполне самодостаточны, выдают 320 л. с. И реализовать силенки помогает полный привод. Лосиная неохота Система активной безопасности IntelliSafe предотвращает или снижает последствия встречи Volvo S90 с крупными животными, такими как лоси, кабаны или косули. С помощью радара и камеры бортовая электроника распознаёт вышедшего на дорогу зверя и предпупреждает водителя звуковым сигналом. Если после этого водитель тормозит слишком неуверенно, автомобиль сам снижает скорость вплоть до 15 км/ч. Если же столкновение неизбежно, автоматически затягиваются ремни безопасности. Кроме того, система IntelliSafe предотвращает наезд на пешеходов и велосипедистов, удар другого автомобиля вдогонку, столкновение с другой машиной на перекрёстке, случайный съезд на обочину. Если всё же автомобиль вылетел с дороги, особая конструкция сидений погасит резкий удар о землю. С другой стороны, нельзя обойти стороной такие заметные технические решения, как применение в задней подвеске единственной поперечной рессоры из композитного материала; подобное есть только у культового американского спорткара Chevrolet Corvette. Красивая у них (так и хочется сказать — шведов) получилась машина. Каждая линия великолепного корпуса призывно устремляется в дорогу. Что же происходит в действительности? Автомобиль ведет себя как бухгалтер в период подготовки годового отчета — он только и занят тем, что вычисляет свое местоположение в пространстве, подводит топливный баланс, коммуницирует пассажиров с внешним миром, массирует спину, воспроизводит концертное звучание гетеборгской оперы — словом, делает все то, что по устоявшимся представлениям автомобиль делать не может. Конечно, можно залезть в подкорку огромного сенсорного дисплея и отыскать там в настройках спортивный режим, отключить систему стабилизации.., но недолгий дорожный опыт отложится в сознании вопросом: «А зачем?» Не для того тебя создали, Volvo S90! Идти на риск, когда и сверхпрочный кузов, и хитроумные бортовые электронные устройства делают все, чтобы обезопасить езду? Жечь резину и тренировать вестибулярный аппарат, когда уже в следующем году по Гетеборгу сотня таких вот Volvo будут ездить вообще самостоятельно, без какой-либо помощи водителя! За-чем?! Не прилагать усилий — девиз нашего расслабленного времени. Где-то там, подобно троллям в скалистых фьордах, трудятся инженеры, технологи, логистики, разработчики софта. Но кому есть дело до этих беззвестных героев? Автомобили возникают как бесплатный Wi-Fi. Расслабленный век. Время величайших иллюзий во всем. Получать, не замечая. И как иллюстрация к этому придуманному европейцами идеальному миру — Volvo S90.

Идеальный мир Volvo S90: тест-драйв по-шведски
© Forbes.ru