Мария Залевская вольготно расположилась в глубоком водительском кресле ВАЗ-2103. Светлые волосы контрастируют с коричневой обивкой, на запястье поблескивает браслет а-ля Pandora, на шее - цепочка с кулоном из старого поршня. Маше 22 года. Машина, которую она заново собрала и спасла от бесславной смерти в утиле, старше на 18 лет. "Это моя машина!" - У меня с детства были машинки. Маленькие, потом больше, и вот появился Кирпич. Сначала я называла ее Огонек, но все говорили "кирпич", "кирпич". Пришлось Огоньку сменить имя. Все смеются: "Жигули"!.. А на самом деле собрать их непросто. Бюджет планировала очень маленький - всего 30 тысяч рублей. Машину искала долго, много чего пересмотрела. Я не задавалась целью делать ретромобиль, просто хотела быть независимой и ездить за своим рулем. А тут попалось объявление в невинномысской газете: продается "тройка" 1976 года. Решила посмотреть и уже по дороге почувствовала, что это моя машина. Владельцы оказались старыми знакомыми, а "Жигули" эти у меня под окнами лет пять стояли. Так Кирпич вернулся домой. Когда покупала, заехала на сервис, посмотрела, где и на чем можно поторговаться. В итоге отдала 24 тысячи. Удивительно, но машина была в неплохом состоянии. Заводской шестицилиндровый двигатель не идеал, зато автомобиль хоть и ретро, но повседневный. Правда, снаружи начали вздуваться пузыри. Подварили, покрасили. После этого я приступила к работе. Разбирала ее полдня, а собирала месяц. Я не лезу в кардан и мост, но все остальное делаю сама. Карбюратор могу разобрать и собрать, почистить. А настраивать его - целая история. "Тройка" класса люкс - Когда я купила Кирпич, пришлось снимать весь "колхоз", который навешал на него прежний хозяин. Огромные зеркала, тридцать три чехла на сиденьях, линолеум разного цвета - все как в машине, которая регулярно возит семейство на дачу. Зато под чехлами я нашла древний дерматин - ему 40 лет, и хоть бы в одном месте потрескался! Со временем отыскала оригинальные колпаки на колеса, родное зеркало заднего вида (полвека назад о пробках не слышали, на машины цепляли только одно зеркальце, иногда оно было и в салоне), восстановила покрытие пола. Долго охотилась за хромированными деталями - накладками на ручки, молдингами для арок. Видите, она вся блестит? Это потому, что на «тройке» много никелированных деталей - для красоты. Эту модель на Волжском автомобильном заводе придумывали совместно с итальянским Fiat. Так что ВАЗ-2103, созданный по образу и подобию Fiat-124, казался не совсем советским. По сравнению с "копейкой" заднеприводная "тройка" считалась чем-то пафосным, это был первый автомобиль класса люкс у ВАЗа. Некоторые запчасти к советской роскоши приходилось разыскивать в Пятигорске, Черкесске. Так ко мне попали оригинальные поворотники. Сейчас вот резину ищу. Пока занималась поисками, перезнакомилась с автолюбителями в Невинномысске. Узнала, что "тройки" в городе можно пересчитать по пальцам. Но отреставрированная - одна... Полный текст репортажа читайте на портале Это Кавказ
