Автохлам: покупатели новых автомобилей могут остаться без господдержки
МОСКВА, 16 сен — РИА Новости, Алексей Захаров. Правительство намерено частично оказаться от государственной программы стимулирования российского авторынка. Покупатели новых автомобилей уже в 2017 году могут лишиться скидок за утилизированный старый автомобиль или за сдачу автомобиля с пробегом в trade-in. Дилеры советуют воспользоваться предложением до конца года, а эксперты говорят, что отмена бонусов за автохлам и зачет старого автомобиля в цену нового может вызвать дальнейшее падение объемов продаж. Посетительница осматривает автомобиль в автосалоне Без бонуса в утиль Правительство планирует сократить программы поддержки российского авторынка. Среди первоочередных мероприятий – программа обновления автопарка. Возможно, с 2017 года покупатели новых автомобилей уже не смогут получить скидку от 40 до 130 тыс. рублей благодаря сданному на утилизацию или в trade-in автомобилю с пробегом, сообщили источники газеты "Коммерсант". Окончательно решение пока не принято, ясность должна появиться до декабря 2016 года. На программу обновления автопарка в 2014-2016 годах государство отправляло ежегодно по 22,5 млрд рублей. За 8 месяцев этого года в России реализовано почти 900 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Бонусами программы автохлама и зачета старого автомобиля воспользовались почти 30% покупателей. Основные продажи с поддержкой государства пришлись на модели Lada, Hyundai, Renault, Nissan, Volkswagen и Kia. Дети в салоне автомобиля на выставке-продаже Эксперты считают, что отмена программы утилизации негативно отразится на продажах. "Программа давала неплохую поддержку рынку, который без нее мог упасть еще ниже. Если в правительстве примут решение о завершении программы утилизации, то производителям, возможно, придется пересматривать планы на следующий год. Была надежда, что в 2017 году рынок сможет достичь "дна", а при таком сценарии это уже маловероятно", — рассказал РИА Новости официальный представитель "Автостата" Азат Тимерханов. Но рынок легковых автомобилей продолжит поддерживать программа льготного кредитования. От отмены бонуса за автоутиль в первую очередь пострадает рынок коммерческой техники, отмечает автоэксперт. Об этом говорит и представитель "Группы ГАЗ". "В случае отмены программы обновления автопарка рынок легких коммерческих автомобилей в 2017 году рухнет на 17-20%. Предпосылок для оживления спроса нет", — пояснили РИА Новости в группе. Продажи некоторых марок легковых автомобилей сильно зависят от мер господдержки. Так, продажи АвтоВАЗа в прошлом году почти на 40% приходились на сделки с бонусом за утилизацию, а в этом году доля может достичь половины всех поставок, как и у завода GM-АвтоВАЗ, единственным продуктом которого является Chevrolet Niva. Выдача свидетельства на покупку нового автомобиля в рамках проекта утилизации старых авто АвтоВАЗ за 8 месяцев продал почти 87 тыс. автомобилей по программе утилизации или 52% от общего объема продаж, рассказал РИА Новости представитель завода. "Отказ от программы утилизации не перекроет эффект от других мер. Мы считаем, что программу необходимо продолжать до обозначения признаков роста авторынка. В условиях экономического спада это жизненно важная поддержка отрасли", — говорят на АвтоВАЗе. Представители иностранных автопроизводителей также позитивно отзываются о госпрограммах. Ведь, например, у Kia до 25% объемов продаж модели Rio приходятся на сделки с господдержкой по утилизации и trade-in. "Мы приветствуем государственные инициативы по стимулированию спроса на автомобили в условиях затянувшегося кризиса", — сказал РИА Новости представитель российского офиса Kia Motors. Но при этом он уточнил, что компания разрабатывает собственные инструменты стимулирования спроса. Дилеры рекомендует приобретать автомобиль в 2016 году, чтобы успеть воспользоваться господдержкой. "Если кто-то хочет воспользоваться программой утилизации, однозначно надо идти за новым автомобилем в автосалон сейчас", — сказал РИА Новости вице-президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Олег Мосеев. Российский авторынок, по его оценкам, в этом году может достигнуть уровня продаж около 1,3 млн новых легковых автомобилей. В следующем году объемы могут сократиться только из-за отмены программы утилизации примерно на 200 тыс., подсчитал эксперт. Он пока не видит факторов, которые будут двигать авторынок в сторону роста. Купить автомобиль до конца года советует и директор по продажам и развитию группы компаний "УралАвтоИмпорт" Алексей Деткин. Но объясняет, что программа утилизации почти не применяются на автомобилях иностранных марок из-за ограничений по цене. Отмена господдержки повлияет на продажи, но незначительно, так как главный эффект меры дали в первые два года, пояснил РИА Новости Деткин. "Считаю, что нужны новые меры господдержки, и неважно, как они будут называться, но лучше с новым названием. Клиенту все равно, как называется программа, ему важнее получить скидку. Например, до 100 тыс. рублей на Hyundai или до 300 тыс. на Citroen", — сказал эксперт.