Войти в почту

Чтобы завоевать мир, роботам-автопилотам нужен моральный кодекс

Американский изобретатель и миллиардер Илон Маск известен тем, что создал первый в мире частный космический корабль и первую ракету многоразового использования. И вот взята новая головокружительная высота! 20 октября Маск объявил о запуске производства автомобилей с полноценным роботом-автопилотом, который может вести машину без какого бы то ни было участия человека. Это вам не какой-нибудь там круиз-контроль или функция автопарковки! На демонстрационном ролике видно, как электромобиль «Тесла» сам выезжает из гаража, забирает своего владельца, везет его по шоссе до работы, высаживает у офиса, а затем самостоятельно ищет место для парковки. При этом демонстративно тормозит перед шальным пешеходом и игнорирует свободное парковочное место для инвалидов. ПРОФЕССИЯ ШОФЕРА ПРИКАЗАЛА ДОЛГО ЖИТЬ Что это - новая революция? Значит ли это, что профессия шофера убита и горемыки будут теперь слоняться без дела, как в начале прошлого века - извозчики после массового появления автомобилей на улицах городов? За комментарием мы обратились к Ольге Усковой, президенту Cognitive technologies, российской компании, которая занимается разработкой программного обеспечения. Один из проектов компании создание на базе КамАЗа беспилотного транспортного средства нового поколения - Ольга Анатольевна, вас видеоролик «Теслы» чем удивил? - А они ничего принципиально нового не показали. Наши «КамАзы» умеют делать все то же самое. Если мне память не изменяет, наш ролик, где «КамАзы» демонстрируют беспилотную езду под дождем появился полтора года назад... Понимаете, «Тесла» сделала красивое видео о работе в идеальных дорожных и погодных условиях. Илон Маск в принципе славится агрессивной рекламной политикой. Но при этом его компания вводит массового потребителя в заблуждение относительно реальных технологических возможностей своих беспилотников. Например, они заявляют о полном автономном движении, а потом мелким шрифтом уточняют «при дневном освещении, при полной дорожной разметке и отсутствии дождя и снега». Как вы знаете, массовый потребитель примечания, написанные мелким шрифтом, как правило не читает. Люди уверены, что садятся в полностью роботизированную машину. Поэтому к Маску было так много претензий по итогам последней аварии со смертельным исходом, когда его «Тесла» с пассажиром на борту влетел под грузовик. Как выяснилось, у погибшего водителя сформировалась иллюзия полной безопасности и пока робот «рулил» машиной он позволил себе смотреть кино. Когда началось расследование, «Тесла» все свалила на поставщика программного обеспечения. Но очевидно, что дело еще и в некорректной рекламной политике, которую они, тем не менее, продолжают. БЕЗДОРОЖЬЕ ПОМОГЛО ВЫБИТЬСЯ В ЛИДЕРЫ - Сегодня Илон Маск ближе всех подошел к созданию полностью автономного беспилотного автомобиля? - На сегодняшний день он не опередил никого из разработчиков, существующих на рынке. Скорее, наоборот. Мы, например, не считаем «Теслу» лидером. Если говорить о соревновании, то нашими конкурентами, скорее являются ребята из «Мерседеса». Сейчас весь мир находится в истеричной гонке за новыми рынками, которые открываются с невероятной скоростью. В случае с беспилотными авто речь идет о сотнях миллиардов долларов. И Маск сейчас пытается застолбить за «Теслой» кусок этого рынка. Он хочет создать у потребителя в мозгу ассоциативный комплекс: беспилотник - это «Тесла». При этом Маск великий выдумщик: то он на Марс летит, то у него солнечный ветер дует. Теперь у него машина сама паркуется. Таким образом он нарабатывает бренд. Но если говорить о реальной беспилотности, то сейчас все разработчики находятся еще в начале пути. Все системы беспилотного вождения делятся на 5 классов от 0 до 5. Сейчас все находятся на первом уровне, когда есть элементы беспилотного управления, но человек должен все время держать руки на руле. Это связано не только с технологическими факторами (погода, освещенность), но и юридическими особенностями. Поскольку ни одна страна мира на законодательном уровне не готова к появлению беспилотных автомобилей. Это касается и изменений в ПДД, и страхования и многого другого... Но все серьезные разработчики от «Мерседеса» до «Тойоты» все в один голос заявляют, что выйдут на рынок с готовой машиной в 2021 году. - Есть шанс, что мы окажемся среди лидеров? - Если говорить о российской разработке, то мы имеем преимущество, потому что изначально ставили задачу научить машину ездить в условиях максимально приближенных к нашим реалиям. То есть по дорогам плохого качества с ухабами, без единой разметки, в снег, грязь, при недостатке освещения и так далее. Сейчас мы опережаем наших американских коллег года на два. Это не мое голословное утверждение. Наш приоритет подтверждается заключениями авторитетных международных специалистов из Кембриджа, Торонто и других экспертных центров, которые внимательно следят за ситуацией на рынке. КОГО СПАСЕТ РОБОТ: ВОДИТЕЛЯ ИЛИ ПЕШЕХОДА? - Объясните, как думает автопилот? Ведь на дороге иногда возникают ситуации, когда хорошего решения просто нет. Например, внезапно выбегает на трассу пешеход и ты должен либо выруливать на встречку под грузовик, либо улетать в кювет, либо сбивать человека. Как тут будет реагировать робот? - Сейчас идет большая работа созданию нового типа дорожных правил. Необходимо разработать моральный кодекс авторобота на дороге до того, как они станут массовым явлением. Сейчас каждый производитель поступает по своему усмотрению. Буквально на прошлой неделе «Мерседес», который в отличие от «Тесла» действительно является лидером по внедрению беспилотности, сделал интересное заявление. Они ставят автопилоты на люксовые и дорогие машины и при этом объявили, что робот запрограммирован таким образом, что в случае аварийной ситуации машина принимает решение в пользу водителя. То есть давит пешехода, но сохраняет водителя. Понятно почему «Мерседес» это делает: им надо продать максимальную безопасность не пешеходу, а будущему владельцу. Ведь машину покупает не пешеход, а тот, кто будет сидеть за рулем. Но здесь необходимо решение мирового сообщества. Наверное должно появится правило, что робот принимать решение с целью минимизации человеческих жертв. И должна быть четкая инструкция кого он сохраняет: своих пассажиров или человека, который перебегает дорогу. Этот вопрос можно решить только в моральной зоне. Роботу ведь все равно, ему задаются правила люди. - Беспилотные автомобили на дорогах - это все же дело далекого будущего или до них рукой подать? - Мы считаем, что интенсивное внедрение начнется с 2021 по 2025 год. Не очень далеко. - А с сельскохозяйственной техникой? Вы ведь беспилотными тракторами тоже занимаетесь. - С одной стороны там попроще, потому что нет дорог общего пользования и проблем, связанных с ПДД. Но с другой стороны в случае с комбайном это не просто вопрос управления машиной, а еще огромный набор программного обеспечения (ПО), связанный с обработкой зерна или других культур. Комбайн это целая фабрика. То ПО, что мы делаем для «Ростсельмаша» это анализ зернового потока, битого зерна, попадание сорняков, выбор оптимального режима обработки... То есть по степени сложности создание беспилотного комбайна это более крутая техническая задача. Но зато юридических барьеров меньше. Этим летом у нас уже работала экспериментальная машина. Думаю, уже через два года мы выпустим комбайны-беспилотники на убору урожая. КСТАТИ Три главных вопроса о беспилотных автомобилях 1. Как это работает? Бортовой компьютер анализирует информацию постоянно получаемую из нескольких источников. Сеть камер с системой распознавания объектов отслеживает дорожную разметку, знаки, а так же сигналы светофора. Фронтальный радар способен «видеть» в темное время суток, дождь и туман. Ультразвуковые сенсоры определяют местоположение других автомобилей и препятствий. Автопилоты оборудованы устройствами распознавания речи. Например, перестраиваться в другой ряд беспилотники «Тесла» могут только по команде водителя. 2. Что с безопасностью? На сегодня известно только об одном ДТП со смертельным исходом. Оно произошло в мае этого года в США. Виной тому стало роковое стечение обстоятельств. Камеры на фоне яркого слепящего солнца не заметили фургон белого цвета, а радар не среагировал потому что у прицепа оказался очень длинный свес и высокий дорожный просвет. В результате «Тесла» проехала под фургоном и снесла себе крышу. Тем не менее, Илон Маск считает беспилотники более безопасными. У «Тесла» одно смертельное ДТП приходится на 200 миллионов километров пробега. А по статистике среди обычных автомобилей в США один человек гибнет на 145 млн км. пробега. Если же соотносить длинну пробега и частоту срабатывания подушек безопасности, то автопилот водит в 2 раза безопаснее живого водителя. Хотя бы потому что он никогда не нарушает правила. 3. В чем преимущества? Стоимость перевозки людей и грузов снизится за счет экономии на заработной плате водителей. То время, которые люди сегодня проводят за рулем авто можно потратить на отдых или другие более важные дела. За счёт централизованного управления транспортным потоком можно будет экономить на топливе, избавиться от пробок.

Чтобы завоевать мир, роботам-автопилотам нужен моральный кодекс
© Комсомольская правда