Войти в почту

Не сыпь мне соль. Эксперты требуют сократить использование противогололедных реагентов в Москве

На борьбу с гололедом Москва ежегодно тратит миллиарды рублей. В 2016 году на закупку реагентов для обработки дворов, тротуаров и дорог планировали выделить 4,2 миллиарда рублей. Всего власти столицы собирались закупить почти 190 тонн противогололедного реагента, в состав которого входит пищевая соль, мраморный щебень и соли муравьиной кислоты, и 493 тонны материалов на основе хлористого кальция и натрия. Гололед — настоящая головная боль москвичей: каждую зиму в Сети появляются жалобы либо на скользкие улицы, либо на грязь и испорченную обувь. «360» решил разобраться, могут ли власти столицы отказаться от соли в реагентах и улучшит ли это ситуацию в городе. «Это была бы веселая история» Прошлой зимой в Санкт-Петербурге решились на отчаянный эксперимент: максимально снизили использование реагентов во время снегопадов, сосредоточившись на вывозе осадков. При этом от соли решили отказаться вовсе: смесью с ней посыпали только опасные скользкие участки, причем содержание соли в таком случае не превышало 5−10%. Положительные отзывы горожан не заставили себя ждать. Большинство из них отмечали, что на улицах стало чище и даже светлее. При этом в управлении ГИБДД заявили, что число ДТП с начала эксперимента снизилось на 40%. Однако не будем спорить, интенсивность и скорость движения в Москве гораздо выше. Мэр столицы Сергей Собянин еще в 2014 году отверг всякую возможность отказа от использования реагентов. «Я бы предложил зимой на недельку отказаться от реагентов. Это была бы веселая история», — сообщил он, добавив, что такого крупного транспортного коллапса в столице еще не было. В Москве опыт Северной столицы изучили, но следовать ему не собираются. Чиновники уверены, что справиться с гололедом без реагентов просто невозможно. Вместе с тем было решено активнее использовать песок и щебенку. А испорченный реагентами снег утилизировать, чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду. Сейчас никаких экономически оправданных альтернатив соли не существует, сообщил телеканалу «360» независимый эксперт, кандидат химических наук Юрий Орлов. «На дорогах основные три соли используются, даже две. Хлорид натрия и хлорид кальция. И основной, естественно, это хлорид натрия, потому что у него природный источник сырья, и по экономике это наиболее как бы приемлемо, все остальное — дорого», — сообщил Орлов. Почему нельзя сыпать от души Противогололедные реагенты выполняют вспомогательную роль — они позволяют вовремя убрать снег, пока он еще не успел прилипнуть к дороге и превратиться в лед. Механическую уборку сразу на всех улицах во время и после снегопада сделать просто невозможно. Реагенты позволяют предотвратить прилипание осадков к дорожному покрытию. «При этом нужно использовать минимальное количество реагентов, а не сыпать от души, как это часто бывает. Вот в этом и состоит вся сложность технологии, что мы в каждой конкретной ситуации должны использовать минимально необходимое количество реагентов», — объяснил Орлов. По словам эксперта, сейчас в Москве — самая передовая технология зимней уборки улиц. До 90% снега увозится и перерабатывается, однако подход все равно надо менять, чтобы причинять минимальный ущерб как городу, так и людям. Пока объем применения противогололедных реагентов в столице не минимизирован: если при минусовых температурах на дорогах образуются грязь и лужи, то эта норма превышена как минимум в четыре раза. «Мы должны уменьшать суммарную солевую нагрузку на городскую среду. Сегодня она завышена. Во-вторых, противогололедные реагенты должны использоваться только на дорогах, во дворах, и на пешеходных зонах они должны применяться только в исключительных случаях и очень редко, когда уже образовалась наледь и нужно ее ликвидировать. А так нельзя допускать образование наледи на пешеходных зонах и во дворах тем более. Сегодня в городе принята такая технология, что реагенты используются и на пешеходных зонах, и во дворах», — сказал Орлов. «Очень унылое зрелище» Грязь на дорогах, на которые жалуются москвичи, образуется именно из-за большого количества реагентов. Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов уверен, что такие вещества необходимо применять только в исключительных случаях. «Использование реагентов, которые применяются в Москве, само по себе является вредным, потому что очень негативно воздействует на одежду, обувь, автомобили — машины просто гниют. Когда весь город находится в грязи, это очень унылое зрелище», — считает Шкуматов. По мнению координатора «Синих ведерок», первое место занимает вопрос здоровья граждан: многие в крупных городах мучаются из-за аллергических реакций, которые появляются одновременно с начало применения реагентов. По словам Орлова, все применяемые вещества проходят проверку и допущены к применению. Однако и безопасные компоненты могут стать вредными, если их неправильно использовать. Эксперт также отмечает, что зимой все лужи на дорогах надо обходить, так как они указывают на завышенное количество противогололедных реагентов. «Наступать туда нельзя, нельзя также собаку в мороз водить по лужам, потому что она отморозит лапы, и дальше у нее будет воспаление. Реагенты должны применяться на дорогах, а на тротуарах и пешеходных зонах, где люди ходят в обуви, там, где ходят животные, применять реагенты нельзя, только в исключительных случаях», — подчеркнул кандидат химических наук.

Не сыпь мне соль. Эксперты требуют сократить использование противогололедных реагентов в Москве
© 360tv.ru