Забытые советские марки: АТУЛ

АТУЛ расшифровывается как Автотранспортное управление Ленсовета. При управлении существовал 2-й авторемонтный завод, который изначально занимался только ремонтом, с 1925 года начал изготовлять автобусные кузова, а после 1932-го разработал несколько полноценных автобусов оригинального дизайна. В качестве шасси использовались различные модели ЗИС, Я, АМО, а также ряд иностранных, в частности, MAN. Автобусы АТУЛ изготовлялись малыми партиями и практически все работали в Ленинграде, хотя ряд машин поступили в Москву и Минск. На сегодняшний день сохранилось всего три АТУЛ, один в плохом, два - в ужасном состоянии, требующие серьёзной реставрации. Сам завод прекратил существование в 1950 году. 1932. АТУЛ АЛ-1. Первый автобус АТУЛ собственной разработки на шасси ЗИС-11. Первая попытка построить свой собственный кузов. На тот момент был довольно удачной машиной за счёт высоких окон и хорошей обзорности. |photo-1| 1936. АТУЛ АЛ-2. Наиболее известный автобус производства АТУЛ. Он «раскручен» благодаря характерным спаренным осям и – в первую очередь – появлении на последней странице «За рулём» в отрисовке Захарова. Один экземпляр АТУЛ АЛ-2 сохранился в осиновецком музее «Дорога жизни» под Питером. В течение многих лет он стоял под открытым небом, сегодня в очень плохом состоянии ржавеет в запасниках и ждёт реставрации. |photo-2| 1946. АТУЛ Л-I. Послевоенный «бескапотник» на шасси ЗИС-5В с деревянным каркасом и обшивкой из стальных листов. Это был первый советский серийный автобус вагонной компоновки, с 1946 по 1949 год выпущено 115 экземпляров. Существовало несколько модификаций Л-1. В первой версии кабина имела характерный наклон (видно на рисунке). |photo-3| 1948. АТУЛ Л-Iм. Последняя модификация Л-1 со складными дверьми и видоизменённым маршрутоуказателем. В качестве шасси использвался УралЗиС-5. |photo-4| 1947. АТУЛ Л-III. В 1947 году был в единственном экземпляре выпущен люксовый вариант Л-I – АТУЛ Л-II, и в том же году появилась серийная версия АТУЛ Л-III, построенная в количестве 50 экземпляров. Характерное отличие от I и II – спаренные задние оси. |photo-5| 1947. АТУЛ Л-IIIМ. Двухосная версия на шасси ЗИС-150. Один экземпляр сохранился под Питером – он многие годы служил дровяным сараем, но при этом чудом сохранил даже детали внутреннего интерьера. Требует срочной реставрации. |photo-6| 1949. АТУЛ Л-IV. А это уже автобус капотной компоновки на шасси ЗИС-150. Также изготовлялся серийно, и до наших дней «сохранился», если можно так сказать, один экземпляр – по сути, только каркас кузова, в течение многих лет служивший бытовкой под Питером. |photo-7|

Забытые советские марки: АТУЛ
© Популярная механика