"Это будет работать не так, как мы думаем": что подразумевается под опасным вождением
25 ноября правительство РФ направило в Госдуму законопроект о введении крупного штрафа за опасное вождение. Если поправки в КоАП будут приняты, за лихачество придется заплатить пять тысяч рублей. Эксперты считают это нововведение спорным, а саму формулировку опасного вождения расплывчатой. По мнению депутата Виталия Милонова, в какой-то момент все равно придется осознать, что нарушения, попадающие под это определение, несут разную степень опасности. Принцип гуманизма «Я думаю, что в результате мы все-таки придем к вилке наказаний. Опасное вождение бывает разным. Бывает, задумавшиеся начинающие водительницы или водители резко перестраиваются, увидев объявление интересное, — это одно опасное вождение. А другое — когда оборзевший сын нувориша или бандита незаконно на безумно дорогой машине начинает устраивать гонки, в шашки играть и так далее. И, конечно, разная степень общественной опасности у этих проявлений», — сказал депутат. Это не значит, что принятие законопроекта следует отменить. За серьезные или повторные нарушения действительно нужно наказывать, вплоть до лишения водительского удостоверения. «Надо помнить, что все эти бомжацкие придумки типа грязного номера, искусственно-заляпанного, всякая эта фигня — огонечки, которые мешают опознать номерной знак, или номерной знак, загнутый каким-то дурацким образом, тонировка переднего лобового стекла и передних стекол, — это тоже автоматически должно увлечь помещение автомобиля на штраф-стоянку. Но, опять же, мы должны отталкиваться от принципа гуманизма. Первичное нарушение — штраф-стоянка с обязательным за свой счет демонтажом всей этой ерунды. А повторно уже можно предложить человеку погулять пешком три месяца», — пояснил Милонов. Формулировка слишком расплывчата Координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов согласен, что, например, участники гонок на Gelandewagen действительно заслуживают наказание за лихачество, но с юридической точки зрения законопроект в таком виде, в каком он существует сейчас, принесет только проблемы водителям. «Формулировка опасного вождения имеет отношение к чему угодно, но только не к опасному вождению. Она настолько расплывчата, настолько изобилует моментами субъективными, двусмысленными, не поддающимися никакому численному измерению, что в итоге мы столкнемся в реальности с очень простой историей. Вся эта затея приведет к тому, что опасными водителями станут обычные граждане, которых просто будут останавливать для того, чтобы выполнить план по протоколам», — пояснил свою точку зрения эксперт. Под опасным вождением понимаются очень разные нарушения — как пересечение сплошной, так и неотключенный вовремя поворотник, утверждает Шкуматов. По данным РИА «Новости», к опасным маневрам относятся: перестроение при интенсивном движении, когда все полосы заняты. Исключение составляет поворот направо или налево, объезд препятствия, разворот или остановка; отказ уступить дорогу ТС, у которого есть преимущество; резкое торможение (кроме тех случаев, когда оно применяется для предотвращения ДТП); несоблюдение безопасного бокового интервала и дистанции; препятствие обгону. Мы пока не поняли, что такое опасное вождение «Кто вы думаете, будет попадать под это определение? Думаете, Мара Багдасарян будет? Конечно же, нет. Инспектор будет стоять в хлебных местах, как обычно, где массовые перестроения, где разметка противоречит правилам дорожного движения, то есть, по сути — в ловушках», — пояснил Шкуматов. Чтобы закон начал работать так, как это задумывалось, и инспекторы действительно ловили опасных нарушителей ПДД, необходимо провести реформу ГИБДД, считает координатор «Синих ведерок». Сейчас, увидев нарушение, патрульный может составить протокол, который сложно оспорить в рамках нынешнего определения «опасного вождения». Все попытки будут расцениваться как попытка уйти от ответственности. Настоящие гонщики возникают случайно и для того, чтобы их обнаружить и зафиксировать нарушение, необходимо патрулировать улицы, а не ждать лихача, стоя на одном месте. «Все это очень печально. Никакого штрафа за опасное вождения вводить не надо было, потому что мы еще не понимаем, что это такое. А если бы понимали, должны были бы, во-первых, корректно разработать юридическую формулировку, а, во-вторых, наладить работу полиции таким образом, чтобы она контролировала хотя бы основные участки улично-дорожной сети в постоянном режиме», — пояснил эксперт. Уличные камеры не помогут, так как ни одна из физических величин, которые перечислены в определении опасного вождения, не представлена в цифрах: ни безопасная дистанция, ни боковой интервал, ни даже скорость. «Поэтому это будет работать не так, как мы думаем», — заключил Шкуматов.
