Гонки на выживание. Почему в автобусах страшно ездить?

Кошмар наяву 15 марта 2015 года Раиса Сергеевна пережила свой самый страшный кошмар. Она вышла из магазина и не спеша пошла на остановку, чтобы ехать домой. «Там стоял автобус № 24. В переднюю дверь заходила женщина, поэтому я пошла в среднюю, которая тоже была открыта, - вспоминает Раиса Трубникова. - Прежде, чем войти, я переложила сумки с продуктами в правую руку, а левой взялась за поручень. Как вдруг двери начали закрываться, мне выкрутило руку, а саму меня развернуло по часовой стрелке, я потеряла равновесие и упала под колёс»а. Раиса Сергеевна вспоминает, как в момент падения ударила сумками о корпус автобуса. Позже двое свидетелей случившегося растолкуют этот стук по-своему. Но факт остаётся фактом - пенсионерка оказалась лежащей на проезжей части. И автобус задним колесом проехал женщине по обеим ногам. Раиса Сергеевна закричала. Водитель остановился. К пострадавшей подбежали люди, кто-то вызвал скорую. Раиса Трубникова потеряла много крови и чудом осталась жива. Но лишилась одной ноги, и теперь прикована к инвалидной коляске. Вскоре над водителем начался суд. А в конце октября был вынесен приговор. «Оправдать! Мы не можем поверить, как суд принял такое решение, - негодует Элла Вязовикина, дочь потерпевшей, - и будем его обжаловать. Мы считаем, по вине водителя мама стала инвалидом, а он ведь даже не извинился... » Адвокат Александр Субботин поддерживает подзащитную: «С оправдательным приговором мы не согласны. Полагаем, что суд допустил ошибку и необоснованно исключил из числа доказательств показания одних свидетелей и сделал акцент на показаниях других, хотя те не видели момента падения, а слышали лишь стук, из чего сделали вывод, что потерпевшая стояла и стучала в уже закрытые двери. Но даже если предположить, что всё было именно так, водитель должен был удостовериться, что у дверей никого нет, и после этого начинать движение». Не согласился с приговором и прокурор. Он также подал апелляцию в областной суд. Деньги или алкоголь? К сожалению, случаи, когда в автобусах калечатся и даже гибнут люди, не единичны. По данным УГИБДД по Липецкой области, за 10 месяцев в регионе произошло 89 ДТП с участием общественного транспорта, в которых погибли 14 человек и 137 получили травмы. Подавляющее большинство происшествий случилось на территории областного центра. Кроме того, зарегистрировано 26 случаев падения пассажиров в общественном транспорте, чаще всего - в результате резкого торможения. И это только те, что попали в официальную статистику. Но ведь не все пострадавшие обращаются за помощью в больницу. Ситуацией на дорогах обеспокоены и в ГИБДД. «Каждый год мы проводим профилактические мероприятия, направленные на снижение количества аварий с участием пассажирского транспорта», - говорит Сергей Переверзев, заместитель начальника УГИБДД УМВД России по Липецкой области. Но несмотря на постоянные проверки, водители продолжают нарушать правила дорожного движения. Только за три квартала 2016 г. выявлено 2138 таких нарушений. Наиболее распространенные среди них: обгоны, превышение скорости, высадка пассажиров вне посадочных площадок. Что заставляет водителей ездить не по правилам, тем самым рискуя жизнями людей? Мы пообщались с пассажирами. Большинство из них уверены, что гонки на выживание водители устраивают с одной целью - побольше заработать. Впрочем, есть и более глубокая причина, считают липецкие врачи. «Мы провели тестирование водителей на алкогольную зависимость. У 15% из тех, что прошли такой тест, обнаружилась хроническая алкогольная интоксикация в ранней стадии, - рассказывает Михаил Коростин, главный нарколог области. - Конечно, в рейс эти люди выходят трезвые. Но дома злоупотребляют алкоголем, что сказывается в дальнейшем: снижается концентрация внимания, появляется нервозность, ухудшается общее состояние». Кто кого? У водителей своя правда. Они считают, что в городе много автобусов, которые дублируют маршруты друг друга. «Конкуренция жуткая, - делится Николай Котов, водитель. - Чтобы собрать план, приходится обгонять другие автобусы. В таких условиях внимательность снижается, отсюда и ДТП. А между тем решить проблему просто - нужно сократить половину маршрутов, «перекрывающих» друг друга. Пассажиры от этого не пострадают, ведь большинство автобусов ходят полупустыми». О сложной ситуации на дорогах говорит и Григорий Крупицкий, заместитель директора одного из автотранспортных предприятий: «Магистрали загружены, подъезды к остановкам затруднены, а теперь ещё и гололёд - дорожная обстановка требует от водителя большой концентрации и быстроты реакции. Часто приходится применять экстренное торможение, но это ради безопасности самих пассажиров. Недавно был случай: автобус подрезало другое транспортное средство. Чтобы избежать столкновения, водитель затормозил. Женщина, передававшая деньги, упала. Она обратилась к нам, мы извинились, выплатили компенсацию. А она ответила: лучше б он врезался, я бы больше денег по страховке получила. Это пример, как некоторые люди желают из всего извлечь выгоду. А нам бы хотелось, чтобы пассажиры относились к водителям с пониманием». Безусловно, быть терпимее друг к другу нам всем не помешает. К водителям это, кстати, относится в первую очередь. Липчане часто жалуются на грубость со стороны последних. Но вопросы культуры вторичны, когда речь идёт о здоровье и жизнях пассажиров. Недавно мэр Сергей Иванов заявил, что в ближайшее время вместе с областными и федеральными структурами будет наводить порядок на рынке пассажирских перевозок. Остаётся надеяться, что после этого езда на автобусах станет безопаснее.

Гонки на выживание. Почему в автобусах страшно ездить?
© АиФ