Войти в почту

Забытые советские марки: «Уралец»

Механический завод «Уралец» вырос из мастерских по ремонту драг, сформированных в посёлке Красный Урал (позже – Кировский). Изначально основанный как рабочий посёлок для поселенцев системы ГУЛАГ, он стал впоследствии полноценным населённым пунктом, а механический завод превратился в градообразующее предприятие. В 1950-х он специализировался на запасных частях для автомобилей и автобусов, а в 1954-м появилось и полноценное собственное производство. 1954. «Уралец». Классический капотный автобус на шасси ГАЗ-51, один из многочисленных клонов легендарного ГЗА-651 (о нём мы делали отдельный материал). ГЗА-651 начали производить в 1949 году, производство «Уральца» стартовало малой партией 5 лет спустя. Кузов был деревянным, производство – низкотехнологичным, а номинально автобус даже не имел названия. В год производилось максимум 130 штук, свернули производство лишь в середине 1960-х. |photo-1| 1966. «Уралец-66». До 1965 года автобусы были вторичной продукцией завода – основным заказчиком выступало Министерство обороны, и завод делал в основном запчасти и кузова для военной техники. Но в 1965-м завод передали в ведение… Министерства культуры РСФСР, и завод разработал новый автобус (всё равно 651-й уже безнадёжно устарел) для культурных целей, например, для перевозки оркестров или театральных трупп. Предсерийная версия с первоначальным вариантом облицовки радиатора: |photo-2| Серийный 66-й, производился с 1967 по 1972 год. Строилось 200-300 таких машины в год, причём внешность постоянно понемногу менялась (сравните две нижеследующие фотографии с «Уральцами-66» разных годов выпуска, многие мелкие детали изменились). |photo-3| |photo-4| 1972. «Уралец-66С». Это усовершенствованная версия, производившаяся с 1972 по 1979 год. Она получила новое остекление, утеплённый салон, а в 1974 году шасси ГАЗ-51 заменили наконец на более современное ГАЗ 52-04. «С» означало «северный», потому что изначально полагалось, что он будет производиться параллельно с обычным и поставляться в северные районы (отсюда и дополнительное утепление). Также существовала версия «Уралец-66АС», передвижной автоклуб. |photo-5| 1970. «Уралец-69». Опытный автобус на шасси ГАЗ-53А, изначально разрабатывавшийся на замену 66-му. Основной проблемой стало неподходящее для данного шасси распределение нагрузки, в серию 69-й так и не пошёл. |photo-6| 1971. «Уралец-70С». Тем не менее, 69-й дал начало новой серии – машина была модифицирована под северные условия, кузов был изменён, индексом новой модели стал 70С. Всего было изготовлено около 500 таких автобусов. |photo-7| В 1979 году производство «Уральцев» было прекращено: автобус не прошёл сертификационные испытания НАМИ из-за отсутствия двухконтурной системы торможения. Завод перешёл на выпуск аттракционов. До наших дней сохранилось около 20 "Уральцев" разных моделей в разной степени сохранности.

Забытые советские марки: «Уралец»
© Популярная механика