Столица становится дружелюбнее к людям с ограничениями по здоровью
Подводя итоги социальной акции, приуроченной ко Дню инвалидов, мы пригласили к диалогу активистов, общественников и чиновников, чтобы обсудить, что уже сделано и что нужно сделать для формирования универсальной среды, удобной для всех горожан. ДОГОВАРИВАТЬСЯ НАДО - Когда мы пришли сюда, я увидела стол на сцене и спросила, как же я туда взлечу. Но нас услышали, поняли. И участники расположились ближе к залу. Я считаю, это правильно. Если мы куда-то приходим, нужно всегда уметь находить подход. И всегда все идут навстречу, никто никому не отказывает, - Надежда Лобанова, председатель Московской городской организации Всероссийского общества инвалидов, начала с предложения находить общий язык друг с другом. - Не может не радовать, сколько всего в Москве делается. И в музейном пространстве, и в департаменте культуры, - говорит Игорь Шпицберг, руководитель центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир». - Люди все больше и больше понимают, что невозможно создавать инклюзию в образовании (обучение детей с ограниченными возможностями в обычных школах - прим. ред.), не создавая ее везде. Чтобы ребенок мог учиться в первом классе, он должен в течение пяти лет до этого посещать дополнительные коррекционные занятия, иметь возможность ходить в секции, кружки, посещать студии раннего развития, потому что именно там он наберет необходимый коммуникативный опыт, который поможет ему адаптироваться в более сложных условиях школы. По словам эксперта, нужно создавать доступность, в том числе и транспортную. Во всем мире есть словосочетание «универсальная среда», в создание и адаптации ее для людей, имеющих те или иные особенности, и есть выход из ситуации. Универсальная среда нужна не только людям с ограниченными возможностями. Пологие пандусы, например, могут быть удобны и для мам с маленькими детьми, и для пожилых людей. И звучащие светофоры повышают безопасность движения. - Я несколько недель назад присутствовала на «высоком» совещании по транспорту. Один из заместителей федерального министра задал вопрос, зачем нужно столько парковок для инвалидов. А как только один руководитель не понимает, это непонимание передается дальше. Когда высшее руководство узнает о потребностях людей с проблемами со зрением, со слухом, с передвижением, с ментальными проблемами, с интеллектуальными, с поведенческими - вот только тогда сотрудники этих ведомств будут иметь полное понимание, - утверждает Юлия Камал, председатель общественного Совета по делам молодых инвалидов при Департаменте труда и социальной защиты населения. Формирование доступного парковочного пространства в местах размещения социально-значимых и культурных объектов - это одна из первоочередных целей, считает член Общественной палаты города Москвы. ПОЧТИ 11% - Формируя парковочное пространство, мы понимаем, что не должны нарушить движение наземного пассажирского транспорта - автобусов, троллейбусов, трамваев. Есть требования, которые занижать нельзя. При организации движения мы учитываем необходимость проезда пассажирского транспорта. Если ширина улицы позволяет разместить и места для стоянки, значит, мы на этой улице создаем парковочное пространство. Организация платной парковки - это не способ заработать деньги, все эти средства идут на благоустройство районов, на строительство детских площадок, спортивных объектов и т. д. Основная задача платного парковочного пространства - это формирование культуры рационального отношения к общему городскому пространству, - говорит Дмитрий Княгинин, начальник управления по администрированию нарушений ГКУ «Администратор московского парковочного пространства». - Когда парковочные места заняты брошенными машинами безответственных пользователей, другие люди не могут приехать в центр столицы, чтобы посетить, например, музеи и выставки. Поэтому главная задача платной парковки - это создание возможности для всех (как горожан, так и гостей столицы) приехать и поставить свою машину. В рамках этого проекта мы обязательно выделяем места для инвалидов, законом предусмотрено 10% таких мест. Я недавно считал, у нас в городе на территории платной парковки около 11% мест выделено для нужд инвалидов. Напомню, что есть еще исключение в Правилах дорожного движения - возможность размещать личный транспорт инвалидов I и II группы (а также машины, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов - прим. ред.) под знаками «Стоянка запрещена». МЕСТА ЗАНЯТЫ Денис Талдыкин, который передвигается на коляске и сам ездит за рулем автомобиля с ручным управлением, рассказал, что парковочные места для инвалидов очень часто заняты другими машинами: - Я подъезжаю, передо мной на парковочном месте стоит большая машина. Говорю, что я инвалид, и вежливо предлагаю освободить мое место. Тогда он достает табличку, говорит, что он тоже инвалид и уходит. Возле торговых центров чаще всего места для инвалидов занимают совсем не инвалиды. Ездить за рулем, если человек передвигается на коляске, очень сложно еще и потому, что трудно самостоятельно пересесть в машину. И поместить эту коляску в автомобиль, чтобы потом снова ее достать и пересесть. - Три раза в неделю я езжу в реабилитационный центр, и там много таких, как я. Но в моем районе я знаю четверых, которые никуда не ездят, просто подышат возле подъезда, и их снова домой завозят, - рассказал наш собеседник. - Летом я ездил на машине в Казань, там можно найти место для стоянки. Но в Нижнем Новгороде, в Твери с доступностью парковочных мест очень плохо. В Москве с этим дела обстоят лучше, - говорит Денис. Занять парковочное место для инвалидов - это серьезное нарушение, за такое полагается штраф в 5 тысяч рублей и эвакуация автомобиля. Как рассказал Дмитрий Княгинин, сейчас наказанием нарушителей запрета парковаться на местах для инвалидов занимается ГИБДД, и у инспекторов не всегда бывает возможность обратиться к этому виду нарушений, поскольку в первую очередь полицейские занимаются теми случаями, где есть прямая угроза жизни и здоровья участников движения. Но не исключено, что администрирование этого вида правонарушений передадут столичным учреждениям. Как быть с тем, что обычные водители просто-напросто покупают на рынках таблички «Инвалид», чтобы занимать машинами не свои парковочные места, пока не решено. Есть предложение фиксировать такие таблички в специальном реестре и закреплять их за конкретными людьми. Но наши собеседники больше склоняются к тому, что нужно формировать уважительное отношение друг к другу и учитывать взаимные интересы. 1. Машины социального такси специально оборудованы для удобства посадки. 3. В центре - Дмитрий Княгинин, начальник управления по администрированию нарушений АМПП. Рядом Юлия Камал, председатель общественного Совета по делам молодых инвалидов при ДСЗН. И Иван Мещеряков, председатель «Центра по оказанию помощи инвалидам с нарушением опорно-двигательной системы». 4. Столичный Мультимедиа Арт Музей не случайно был выбран для проведения финального этапа акции, здесь неоднократно проходили мероприятия благотворительных фондов и социальных учреждений. .2. Надежда Лобанова, председатель Московской городской организации ВОИ. И удобно расположившиеся участники беседы. Фото Михаила Фролова