Российский автопром нацелился на экспорт
Минпромторг представил на заседании Общественного совета новую стратегию развития российского автопрома до 2025 года. Сейчас действует другая стратегия - до 2020 года, и ее решили подкорректировать появлением нового документа. - Изменившиеся макроэкономические условия, факторы глобальной конкуренции, технологические тренды – все это требует корректировки ранее одобренных подходов к развитию российского автопрома, – слова главы Дениса Мантурова приводит сайт Минпромторга. В чем же будут состоять изменения? 1. Экспорт. Нужно искать рынки сбыта за границей. Дело в том, что на данный момент российские автопроизводители и крупнейшие мировые автоконцерны создали производственные мощности, рассчитанные на сборку 3,2 млн автомобилей ежегодно. А рынок сжался, если грубо, до полутора миллионов новых машин в год. Расчет всей созданной индустрии по большей части на внутренний спрос, «просевший» в связи с падением покупательской активности, стал следствием снижения загрузки автосборочных предприятий до 40–45%. То есть вся отрасль работает вполсилы. Надежды на то, что россияне вдруг снова ринутся в автосалоны тратить деньги, пока нет. Значит, для загрузки конвейеров, надо искать сбыт за границей. Проблема в том, что основные предприятия производят те модели автомобилей, которые не продаются на традиционных рынках. Например, в Европе нет модели Solaris или седанов Polo, а Rio там совсем другой. Те модели, которые мы здесь знаем как машины Renault, там продаются под брендом Dacia, и их есть кому производить. Так куда нам податься? В Африку! А еще в Азию. Всего в текущем году российские заводы отправят на экспорт примерно 60 000 транспортных средств. Основным экспортным рынком для российского автопрома остается Казахстан, но продажи автомобилей в этой стране падают. Где еще купят наши машины? АВТОВАЗ надеется в течение пяти лет удвоить свою долю экспорта - с 10 до 20%. Они видят свои машины востребованными в Киргизии, Узбекистане, в странах Ближнего Востока и Африки. А со следующего года собираются начать продажи седана Vesta в Германии и Венгрии. УАЗ тоже планирует удвоить экспорт, причем, уже в 2017 году. Их цель – страны СНГ и ближайшего зарубежья, а также Вьетнам, Монголия, страны Латинской Америки, Куба, Никарагуа. Они даже в Китай умудрились продать машины! Иностранцы тоже работают в этом направлении. В российском Renault рассказали о начале поставок сваренных и окрашенных кузовов для Logan на сборочное предприятие в Алжир, который стал 18-ой страной, куда налажен экспорт произведенных в России запчастей, компонентов и автомобилей. Renault Kaptur, который производится на заводе компании в Москве, уже отгружают в Беларусь и Казахстан. Duster поставляют на рынок Вьетнама. Продажи автомобилей марки Datsun тольяттинской сборки начались в Ливане. С петербургского предприятия Hyundai в Грузию поставляют модель Accent (« Солярис») и кроссовер Creta, в Тунис – автомобили Solaris. Чтобы начать продавать машины, нужно потратиться на их техническую адаптацию под местные условия и техрегламенты, сертификацию. Минпромторг планирует поддержать производителей на всех этапах выхода на целевые рынки, чтобы к концу 2018 года такие меры позволят в полтора раза нарастить поставки автомобилей на внешние рынки. 2. Запчасти. Сейчас зануды нас начнут ругать за неверно использованное слово, речь здесь про автокомпоненты, из которых собирают машины на предприятиях. Сейчас уровень локализации варьируется от 30 до 55%, то есть в стоимости каждой машины вот такую долю составляют компоненты российского производства. Но тут есть еще некоторое лукавство, потому что делают их здесь нередко из иностранных материалов. Фактически Минпромторг признает, что мы так и не преодолели зависимость от иностранных поставщиков. Вот и в этом направлении они тоже собираются работать. Хотя и сейчас уже есть моторные производства - «Фольксваген» делает свои двигатели в Калуге, «Форд» - в Татарстане, «Рено» - в Тольятти. Но это все простые атмосферные моторы объемом 1,6 л, высокотехнологичные турбомоторы или сложные коробки передач у нас не производят. Поглядим, решатся ли на этот шаг. Раньше уже говорили о том, что государство выделит на господдержку несырьевого экспорта 79,2 млрд рублей в 2017–2019 годах. Почти половину этих средств должен получить автопром - 34 млрд рублей, включая 17,7 млрд рублей на транспортные расходы. Надежды таковы: за пару лет эти меры должны в полтора раза поднять экспорт.
