Горьковский автомобильный завод
1 января 1932 года вступил в строй Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) – ныне крупнейшее предприятие российского автомобилестроения, входящее в состав автомобилестроительного холдинга "Группа ГАЗ". Выпускает самую широкую гамму грузовых автомобилей, спецтехнику, автокомпоненты. Постановление Президиума Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) СССР о строительстве близ Нижнего Новгорода крупного автомобильного завода было принято 6 апреля 1929 года. 31 мая ВСНХ СССР заключил с американской фирмой Ford Motor Company соглашение о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа Ford-A и грузовых автомобилей типа Ford-AA. Технологическое и строительное проектирование автозавода велось в США в основном силами советских инженеров при тесном сотрудничестве с фирмой Ford Motor Company. Архитектурно-строительный проект разрабатывался фирмой Austin & K. Строительство Горьковского автомобильного завода 2 мая 1930 года под Нижним Новгородом был заложен первый камень в фундамент будущего автомобильного завода, а к 1 ноября 1931 года строительство в основном было закончено. Автозавод получил лучшее по тому времени отечественное оборудование и станки, прессы, машины из США и стран Европы (Германии, Англии, Италии, Франции). Для пуска первой очереди было смонтировано 4,5 тысячи разных агрегатов, восемь тысяч электромоторов. 1 января 1932 года Нижегородский автозавод, созданный практически за 18 месяцев, вступил в строй действующих предприятий. В этот же день в ремонтно-механическом цехе состоялась общезаводская профсоюзная конференция, на которой было принято решение присвоить автозаводу имя председателя Совета Народных Комиссаров Вячеслава Молотова. 29 января 1932 года с конвейера сошел первый автомобиль – грузовик НАЗ-АА. После переименования 7 октября 1932 года Нижнего Новгорода в Горький эта модель стала называться ГАЗ-АА. Хотя в 1990 году город стал снова Нижним Новгородом, заводу оставили название "ГАЗ". 6 декабря 1932 года на заводе были собраны первые легковые автомобили ГАЗ-А. Машины моделей ГАЗ-А и ГАЗ-АА изготавливались по чертежам американской фирмы Ford. Конвейер с автомобилями ГАЗ-М-1 на Горьковском автомобильном заводе В 1933 году появился автобус служебного назначения ГАЗ-03-30. В конце 1934 года на конвейер встал трехосный грузовик ГАЗ-ААА. Позже появился самосвал ГАЗ-410. Также в те годы был создан газогенераторный грузовик ГАЗ-42, а на базе автомобиля ГАЗ-А — пикап ГАЗ-4 с металлической платформой на 500 килограммов груза. В марте 1936 года был начат выпуск первой модели отечественного легкового автомобиля ГАЗ-М1 ("эмка"). В 1937 году автомобиль М-1 был представлен СССР на Всемирной промышленной выставке в Париже (Франция). Эта машина, модернизируясь в деталях, служила людям с конца 1930-х до 1950-х годов. На базе М-1 был разработан и серийно выпускался пикап ГАЗ-415 грузоподъемностью 400 килограмм. К концу 1930-х годов ГАЗ стал ведущим автозаводом страны и дал СССР 450 тысяч автомобилей. Он освоил выпуск 17-ти моделей и модификаций автомобилей и производил 68,3% всех выпускаемых в СССР автомобилей. С началом Великой Отечественной войны (1941-1945) завод практически полностью переориентировался на выпуск военной продукции и стал одним из ключевых центров снабжения Красной армии военной техникой и боеприпасами. Помимо автомобилей в годы войны на нем производили танки, бронемашины, самоходные артиллерийские установки, миномёты, снаряды для "катюш". Летом 1943 года в результате налетов фашистской авиации завод был сильно разрушен, его восстановление заняло сто дней и ночей, хотя по прогнозам специалистов, на это должно было потребоваться несколько лет. За самоотверженный труд в годы войны коллектив предприятия был отмечен орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени. Ему 33 раза присуждалось переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. Тысячи автозаводцев были награждены орденами и медалями. После войны завод выпускал грузовые автомобили ГАЗ-51 и ГАЗ-63, легковые "Победа", ГАЗ-12 ("ЗиМ" – Завод им. Молотова) и ГАЗ-69 (внедорожник). Конвейер сборки грузовых автомашин ГАЗ-52 на Горьковском автомобильном заводе "ЗиМ" – первая представительская модель Горьковского автозавода, выпускалась до 1959 года. Еще до окончания выпуска машины, в 1957 году, когда Молотов попал в опалу, Завод имени Молотова стал называться просто Горьковским автомобильным заводом, его продукция утратила букву "М" в индексах. Не обошла кампания переименований и "ЗиМ" – с 1957 года машина получила обычное заводское обозначение ГАЗ-12. В 1956 году на заводе был начат выпуск легкового автомобиля "Волга", заменившего машину "Победа", с 1959 года — автомобиля "Чайка". С 1966 года основные модели грузовых автомобилей завода – ГАЗ-53, ГАЗ-66 и их модификации. Продукция Горьковского автозавода экспортировалась во многие страны. Работа "Горьковского автомобильного завода" Разработка и промышленное освоение 16 базовых и двух унифицированных моделей семейства автомобилей и машин "ГАЗ" были удостоены Государственных премий и Государственных премий РСФСР в области науки и техники. За успешное освоение производства новых грузовых и легковых автомобилей завод в 1971 году был награжден орденом Ленина. В 1980 году за большой вклад в развитие автомобилестроения и международной торговли коллектив завода наградили Международной премией "Золотой Меркурий". В ноябре 1992 года Горьковский автомобильный завод был преобразован в акционерное общество открытого типа. В 2001 году ОАО "ГАЗ" вошло в состав автомобилестроительного холдинга "РусПромАвто", который в результате кардинальной реструктуризации 2005 года был преобразован в холдинг "Группа ГАЗ". В 1994 году завод начал выпуск новых легких коммерческих автомобилей ГАЗ-3302 "ГАЗель", в 2010 году — модернизированного автомобиля "ГАЗель-БИЗНЕС". В 2011 году на заводе была разработана новая линейка сельскохозяйственных автомобилей "Ермак". В 2013 году началось производство автомобилей нового семейства NEXT с выпуска легкого коммерческого автомобиля "ГАЗель NEXT". На основе базовой модели к 2016 году была создана полная линейка коммерческой техники полной массой от 2,8 до 5,0 тонн. Запуск серийного производства автобусов "Газель Next" За годы работы автозаводцами разработано более 40 базовых моделей грузовых и легковых автомобилей, а также военных и специальных автомобилей и автобусов, сотни их модификаций и опытных конструкций. Завод выпустил свыше 18 миллионов легковых и грузовых автомобилей. Горьковский автозавод сегодня – ключевое предприятие "Группы ГАЗ" – выпускает легкие и среднетоннажные коммерческие автомобили (микроавтобусы, фургоны и фургоны-комби, шасси, бортовые автомобили), свыше 300 видов спецтехники, а также автокомпоненты (системы PowerTrain, системы управления, элементы кузова, оснастка, детали кузнечного производства, чугунное и цветное литье). Самые популярные автомобильные бренды завода – "ГАЗель", "Соболь", "Валдай" и "Садко". Помимо разработки и выпуска собственного модельного ряда автомобилей, ГАЗ ведет сотрудничество с международными автопроизводителями Volkswagen и Daimler. С 2013 года на ГАЗе в режиме контрактной сборки выпускаются автомобили Škoda Yeti, Volkswagen Jetta и Škoda Octavia, а также коммерческие автомобили Mercedes-Benz Sprinter. Продукции предприятия продается в России, странах СНГ и дальнего зарубежья. Доля ГАЗа на российском рынке легких коммерческих автомобилей — около 50%, в сегменте среднетоннажных грузовиков — около 70%. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников