В действиях Челябинской городской думы, Управления дорожного хозяйства администрации города и муниципального бюджетного учреждения (МБУ) «Городские парковки» обнаружены признаки ограничения конкуренции на рынке платных парковок. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе УФАС по Челябинской области. Основная претензия регионального УФАС к гордуме Челябинска, которая утвердила Порядок создания и использования, парковок (парковочных мест) на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в городе Челябинске. В том числе Порядок касался создания платных парковок. Однако, как утверждают в антимонопольном ведомстве, отдельные моменты документа, сформированного депутатами, идут вразрез с федеральным законодательством и могут ограничивать конкуренцию на указанном рынке. «Порядок, утвержденный решением Челябинской городской думы от 19 ноября 2013 года, привел к цепочке различных нарушений при организации городских парковок», — сообщили в пресс-службе ведомства. Пик обращений в ФАС от прокуратуры и от граждан, столкнувшихся с нарушениями в данной сфере, пришелся на 2016 год. В Челябинской ФАС установили, что сформированный Порядок сверстан по сути для определения параметров деятельности в сфере всех городских парковок расположенных на муниципальной земле, а для получения прибыли была выбрана организация МБУ «Городские парковки». Это определило привилегированное положение этой организации. Но помимо этого она получила возможность в коммерческих целях использовать городскую инфраструктуру, а также содержать стоянки за бюджетные деньги. В Перечне, утвержденном Администрацией, месторасположения для платных и бесплатных парковок, не содержались данные об элементарных параметрах: размерах, количестве парковочных мест, порядке подачи хозсубъектами предложений о создании новых парковок. Получилось, что Управление дорожного хозяйства Администрации гороода Челябинска передало МБУ «Городские парковки» функции по созданию парковок. Однако эти полномочия, согласно Закону об общих принципах организации местного самоуправления, в РФ отнесены к вопросам органов местного самоуправления. «Утвержденный Порядок распространяет свое действие не только на парковки, расположенные на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, но и в нарушение федерального законодательства на парковки, не находящиеся на таких дорогах и расположенные, например, возле зданий и многоквартирных домов. В результате МБУ «Городские парковки» заключало с хозяйствующими субъектами агентские договоры и передавало им таким образом право пользования землей для организации парковок и получения прибыли от этой деятельности. При этом орган местного МБУ «Городские парковки» земельные участки в пользование не передавал, разрешение на использование земли, предусмотренное Земельным кодексом РФ, не выдавал. Однако парковки на определенных Администрацией согласно утвержденному Перечню месторасположения парковок участках функционировали, а компании, не имея законных прав на пользование землей, оказывали услуги», — считают в УФАС по Челябинской области. Таким образом, согласно выявленной схеме, действия органов власти (Гордума, УпрДор) и муниципального бюджетного учреждения содержатся признаки нарушения Закона о защите конкуренции. В адрес Челябинской гордумы направлено предупреждение о необходимости изменений в Порядке создания и пользования парковками. А управлению дорожного хозяйства администрации города предписано исключить из Устава МБУ «Городские парковки» функции по созданию парковочных мест, В свою очередь, МБУ «Городские парковки» должно расторгнуть заключённые агентские договоры. 20 марта 2017 года — срок, до которого предупреждения должны быть реализованы. В противном случае в отношении нарушителей будут возбуждены дела о нарушении антимонопольных законов. Отметим, рынок автомобильных парковок в Челябинске считается один из самых непрозрачных. Как полагают некоторые наблюдатели, в эту черную воронку городские власти пытаются втолкнуть часть городской инфраструктуры, тем самым ставя под удар формирование бюджета города.