Войти в почту

Бытовой прибор будущего

Автомобильные технологии с выставки CES 2017 Машины будущего — это уже не транспортные средства в классическом понимании этого слова. Это и умный дом на колесах, и подключенный к вайфаю гаджет, и автономно перемещаемый в пространстве рабочий кабинет. Самые интересные автомобильно-бытовые новинки, показанные во время выставки бытовой электроники Consumer Electronics Show (CES) — в обзоре «Автопилота» Автомобиль-шаттл Когда речь идет о технологиях будущего, компании предпочитают мыслить не отдельными изобретениями, а концепциями и стратегиями. Как бы ни хотели марки отличаться друг от друга, базисные идеи у всех одинаковые: они направлены на создание автомобилей с нулевым выхлопом, которые не будут попадать в ДТП и при этом будут уметь ездить без участия человека. Автономное вождение — настоящая мания автопроизводителей последней пары-тройки лет. Комплексное решение в этой области ищут все компания, свою концепцию во время CES 2017 представила и Nissan. Технология SAM расшифровывается как Seamless Autonomous Mobility, что можно перевести как «бесшовная автономная мобильность». Она призвана обеспечить естественное и бесперебойное сосуществование миллионов автономных машин на дорогах общего пользования даже при возникновении непредвиденных проблем, которые автомобиль-робот может не распознать сразу. Например, аварии, в зоне которых движение регулируется полицейскими: в этом случае обычный водитель смотрит лишь на жесты полицейского, а знаки, разметку и сигналы светофора игнорирует. Человек подобную ситуация распознает быстрее каких-либо радаров и камер, но автомобиль этого делать не умеет. Nissan предполагает, что в подобной ситуации автомобиль должен безопасно остановиться и связаться с так называемым менеджером мобильности, человеком, который, используя данные с камер и сенсоров машины, примет верное решение, «нарисует» для автомобиля виртуальный маршрут, по которому тот продолжит движение, а после снова перейдет в автономный режим. Эта технология позаимствована у NASA, шаттлы которой используют автономное управление для уклонения от столкновений с космическими объектами, но там, где автоматике сложно принять решение, в процесс управления вмешивается сотрудник NASA. Технология SAM, по мнению ее авторов, должна быть предназначена для всех автомобилей. Ее цель — изменить всю транспортную инфраструктуру, а иначе в ней нет никакого смысла. Умный автомобиль Компания Bosch планирует сделать автомобиль если и не центром вселенной, то хотя бы центром информационного обмена данными между различными областями человеческой жизни. По данным исследования через пять лет рынок автомобилей, подключенных к сети, будет ежегодно увеличиваться на 25 %. Всего за несколько лет машины станут активной и весьма ощутимой частью интернета вещей — физических предметов, оснащенных встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом и с внешней средой. Представленный Bosch на CES 2017 концепт-кар демонстрирует не только то, как именно различные сферы жизни будут взаимодействовать друг с другом посредством автомобиля, но и как расширится его функции в общении с водителем. Стоит человеку сесть за руль, система распознавания лица тут же настроит под него руль, зеркала, температуру в салоне и радиостанцию. Конечно же, здесь есть и автопилот. Согласно исследованиям Bosch, к 2025 году это устройство будет экономить водителям в среднем 100 часов в год, свободное время можно будет тратить на общение с внешним миром. У Bosch уже есть и собственный «умный» дом, который позволяет управлять подключенными домашними устройствами при помощи единого приложения. В компании считают, что транспорт и «умные» услуги станут неотделимы друг от друга, что сделает из автомобиля незаменимого помощника на четырех колесах. Виртуальный интерфейс BMW представила HoloActive Touch — инновационный интерфейс, состоящий из свободно «плавающего» виртуального дисплея, который проектируется над центральной консолью. Система управляется движением пальцев, при этом человек за счет ультразвука тактильно чувствует подтверждение той или иной команды. В BMW это называют новой главой в истории технологий: глава предыдущая — небезызвестный всем iDrive, революционная система, в свое время заменившая собой многочисленный органы управления в автомобилях баварской марки. Справедливости ради напомним, что изначально iDrive состоял из контроллера и двух кнопок, к которым потом все же добавили еще пять. Конечно, нет гарантий, что «парящий» в салоне HoloActive Touch в последствие не дополнится чем-то действительно тактильным. Во время CES 2017 система HoloActive Touch была продемонстрирована на примере концептуальной скульптуры BMW i Inside Future. Здесь, кстати, был выдержан баланс между виртуальностью и реальностью: с одной стороны — «парящий» HoloActive Touch, с другой — вполне материальная полка с книжками и что-то вроде мха под задними сиденьями. Не падающий мотоцикл Honda представила технологию Riding Assist, при помощи которой мотоцикл не падает в состоянии покоя без подножки или поддержки человека. Более того, если нажать определенную кнопку, то мотоцикл поедет следом за идущим впереди хозяином. Для чего это нужно — не совсем понятно, но выглядит впечатляюще. При разработке мотоцикла Honda использовала наработки своего робототехнического подразделения. При этом здесь не используются гироскопы, как можно было бы предположить: они только утяжелили ли бы мотоцикл. Применяемая технология изначально была разработана для электрического скутера Honda UNI-CUB, предназначенного для передвижения человека в помещениях. Автомобиль-лифт Идея соединить «умный» дом и «умный» автомобиль не нова. Свою интерпретацию этой идеи показатели в Hyundai, назвав концепцию Mobility Vision. Автомобиль настолько интегрируется в жизнь человека, что люди продолжают использовать машины, даже находясь в собственных квартирах. Салон машины становится чем-то вроде дополнительной комнаты. По сути, рядом с квартирой располагается нечто вроде мобильного гаража, который поднимается лифтом на нужный этаж. А проем автомобиля, двери которого открываются навстречу друг другу, становится, по сути, входной дверью в жилище. Таким образом, можно не только не расставаться с любимым автомобилем, но и сэкономить время на парковке и пешей прогулке до дома. В рамках еще одного проекта Hyundai автомобили заботятся о здоровье человека. Концепция Health + Mobility Cockpit подразумевает мониторинг показателей состояния здоровья водителя для того, чтобы помочь ему справиться со стрессом и другими негативными последствиями вождения. Датчики, которыми оборудован салон, могут контролировать как физическое, так и психическое состояние человека, анализируя буквально все —- от его позы до частоты и глубины его дыхания, от изменчивости сердечного ритма до движения глаз. Если что не так, то автомобиль, вероятно, сможет взять управление на себя и отвезти хозяина к ближайшему психотерапевту. Машина с эмоциями Главный вопрос в том не в автономности, а в том, как будут выстраиваться отношения этими автомобилями и людьми, считают в Toyota. Поэтому, скорее всего, с учетом развития каршэринга и автономного вождения, в будущем мы вообще перестанем употреблять словосочетания «управлять автомобилем» или «владеть автомобилем». Отношения между человеком и машиной могут быть теплыми, дружественными и даже высокоинтеллектуальными. Как это может выглядеть на практике, Toyota продемонстрировала на примере концепта Toyota Concept-I. Автомобиль был разработан в соответствии с концепцией Kinetic Warmth, что можно перевести, как «кинетическая сердечность». Концепт разрабатывали в подразделении Toyota Innovation Hub в и в компании CALTY Studio, отталкиваясь не от технологий будущего, а от опыта людей. Главная особенность — это полосы, которые идут от центральной панели по всему салону. С их помощью искусственный интеллект (у него есть собственное имя Yui), общается с людьми, используя свет, звук и прикосновения. Важная для «общения» информация может отображаться не только перед глазами водителя, но и на приборной панели, сбоку у двери или на сиденье — там, где это будет необходимо в зависимости от ситуации. Чем больше человек пользуется автомобилем, тем лучше Yui понимает его предпочтения, характер, образ жизни. В итоге автомобиль сможет не только распознавать настроение человека, но и предвосхищать его желания, например, чувствовать тот момент, когда стоит перейти из ручного режима вождения в автономный и наоборот. Автомобиль может общаться не только с теми, кто сидит внутри, но и с теми, кто находится снаружи. Например, он может подмигнуть фарой. Магия? Не без этого, говорят в Toyota. Анна Килимник