Войти в почту

Ford как предтеча Apple

Ровно 103 года назад, 14 января 1914 года, Генри Форд впервые в мире использовал конвейерный метод для массовой сборки автомобилей. Отец автомобильной промышленности, как стали его называть впоследствии, еще с юного возраста осуществлял попытки сконструировать движущийся механизм. Но просто создать машину было мало — Форд поставил цель сделать автомобиль доступным для всех, оставив в прошлом понимание автомобиля только как элемента роскоши. С момента изобретения первого автомобиля — 1886 года — и до внедрения в производство конвейерного метода сборки, машины собирались вручную. Кроме того что по этой причине они имели заоблачную цену, индивидуальность каждого автомобиля сильно усложняла процесс ремонта. Так, в начале XX века стало ясно, что автомобилестроение нуждается в единых стандартах, и только в этом случае удастся сделать из прорывного изобретения нечто действительно полезное для общества и выгодное для бизнеса. Первым шагом на пути к полноценному конвейерному производству автомобилей была сборочная линия Рэнсома Олдса. Именно Олдс первым осуществил конвейерную сборку автомобилей, когда детали будущей машины перемещались на тележках от одного рабочего пункта к другому. Генри Форд усовершенствовал систему Олдса, а также стал применять её не только при сборке непосредственно машины, но и на промежуточных стадиях. Для того чтобы наладить производство Форд упростил конструкцию автомобиля, стандартизировал детали и механизмы. Площадкой для массового изготовления автомобилей стала компания Ford Motor Company. Еще до внедрения новой технологии сборки автомобиль Ford стоил меньше, чем у конкурентов. С 1914 года машины Генри Форда стали еще дешевле. В результате к началу 1920-х годов семь из десяти покупаемых в США автомобилей были производства компании Ford. Генри Форд стал первооткрывателем не только в запуске конвейерного производства. Форд стал первым из крупных промышленников, кто ввел пятидневную рабочую неделю и сократил рабочий день до 8 часов в сутки. У него был особый подход к организации труда. Всё это подробно рассказано в книге Форда «Моя жизнь, мои достижения». «Первый успех в сборке состоял в том, что мы стали доставлять работу к рабочим, а не наоборот. Ныне мы следуем двум серьезным общим принципам при всех работах — заставлять рабочего, по возможности, не делать никогда больше одного шага и никогда не допускать, чтобы ему приходилось при работе наклоняться вперед или в стороны». Г.Форд, «Моя жизнь, мои достижения» После запуска конвейера дела шли в гору: потребители раскупали автомобили, а рабочие со всей страны стремились попасть на работу на заводы Ford. Однако успех не был долгим. Несмотря на то, что Генри Форд первым осуществил идею массового и бюджетного автомобиля, создав свой совершенный Model T, Форд сосредоточился на массовом выпуске этой единственной модели и на том, чтобы сделать её как можно дешевле, проигнорировав потребность людей в разнообразии. «Автомобиль может быть любого цвета, если этот цвет чёрный», был уверен Форд. Но потребителя такой подход не устроил. Динамичный рынок требовал гибкости, но упрямство Форда, которое когда-то привело его к успеху, теперь сыграло с ним злую шутку. Предложения коллег модернизировать Model T Форд категорично отвергал. Тем временем конкуренты быстро освоили конвейерное производство, но в отличие от Ford не остановились в развитии. Так, компания General Motors, всё же сделав ставку на разнообразие, стала продавать индивидуальные опции, что оказалось весьма прибыльно вопреки мнению Форда. Более того, GM одни из первых предложили клиентам покупку машины в кредит, чем и подорвали главное преимущество Форда — низкую цену. Компания Форда начала терпеть убытки. Ford Company грозило разорение: производство было приостановлено, большая часть рабочих была уволена. Однако от краха компанию спас выпуск модели Ford A. Позднее Форд стал выводить на рынок и другие модели, в том числе грузовики. Компания продолжила своё существование, и автомобили Ford продаются на рынке и сегодня. Однако вновь стать мировым лидером автопроизводителю больше не удалось. История Генри Форда и его бизнеса стала универсальным примером того, как можно потерять всё, поверив, что успех вечен. По похожему сценарию складывалась судьба не только у предприятий в сфере автопроизводства, но и в других отраслях. Так, финская транснациональная компания по производству мобильных устройств Nokia после многолетнего лидерства на рынке практически ушла в небытие. Если раньше Nokia уверенно задавала тренд на рынке «кнопочных» телефонов, то игру за позиции в сфере сенсорных устройств компания проиграла с треском. Переход под крыло Microsoft компанию просто добил. Когда-то бессменный лидер по продажам автомобилей в мире — концерн General Motors также почивал на лаврах. Но японские и немецкие автопроизводители оказались более изобретательными и умело обошли GM в борьбе за мировое лидерство. Сначала это была Toyota Motor Corporation, теперь автоконцерн Volkswagen Group. Попытки американцев вытеснить конкурентов не увенчались успехом, и даже «дизельный скандал» не помешал автопроизводителю из Германии занять своё заслуженное первое место по итогам 2016 года. Не исключено, что подобный расклад ждёт и Apple. Сила бренда пока что велика, но, как прогнозируют эксперты, закат ждет компанию уже скоро. Как и в случае Ford T, американский производитель смартфонов практически не способен предложить нечто новое с технической точки зрения. Отсутствие перемен и стремления к постоянному развитию могут привести к печальному исходу. Тем временем конкуренты не заставляют ждать: китайские производители постепенно подбираются к рынку с готовностью предложить то же самое или даже больше, чем другие, но за куда более низкую цену. Как говорил сам Генри Форд, человек умирает тогда, когда перестаёт меняться.

Ford как предтеча Apple
© ИА Regnum