Колеса обозрение: хочу все знать

Рано или поздно каждый автолюбитель сталкивается с необходимостью обновить обувь на своей машине – да хотя бы зимнюю резину приобрести. С шинами все относительно просто: нужно найти размер на боковине и купить комплект с такими же параметрами. Выбрать конкретную модель покрышки можно, изучив сравнительные тесты, которые публикуют специализированные издания. А вот с дисками все немного сложнее. Здесь возникает логичный вопрос: зачем вообще менять диски? Причины бывают разными. Например, если влететь на скорости в яму и сильно деформировать колесо, повреждения могут оказаться столь сильными, что выправить диск будет невозможно. Кроме того, от удара он может расколоться, и не факт, что получится его заварить. Другой вариант – если вы хотите собрать полноценный зимний комплект колес, дабы не заниматься шиномонтажом два раза в год: в этом случае подготовиться к зиме можно своими силами в гараже при помощи балонника и домкрата – то есть без посещения специализированного шинного сервиса. Наконец, вами может двигать естественное желание украсить автомобиль, преподнеся ему красивые колеса. В конце концов, почему бы и нет? Ведь для многих машина – это едва ли не полноправный член семьи! Болты, вперед! На самом деле подобрать нужные по параметру колеса не так уж и сложно, если держать в голове несколько ключевых характеристик, которые определяют возможность их установки на ваш автомобиль. Самый главный параметр – это так называемая разболтовка: под этим термином принято понимать количество крепежных отверстий и диаметр их расположения. Как правило, разболтовка обозначается следующим образом: 5х112 – первая цифра обозначает число отверстий под болты или шпильки (зависит от конструкции машины), а вторая – это указанный в миллиметрах диаметр, по которому они расположены вокруг центрального отверстия. Если этот параметр в точности не соответствует геометрии ступицы, то поставить такой диск на машину вы не сможете: попросту не совпадут дырки на колесе и на автомобиле. Иногда разница кажется настолько ничтожной, что может сложиться впечатление, будто погрешностью можно пожертвовать: например, поставить вместо дисков с разболтовкой 4х98 (такие стоят на «Жигулях» и «Ладах») колеса 4x100 (старые «Фольксвагены» и «Опели», некоторые модели «Рено», корейские машины). Однако такой фокус не получится: даже если вам удастся каким-то образом закрепить их на машине, то велика вероятность, что они встанут криво, и на ходу автомобиль будет «колбасить». В общем, это небезопасно. И все же есть один способ, позволяющий реализовать подобную операцию, но для этого понадобятся болты с эксцентриками, которые позволят нивелировать несоответствие посадочных размеров. Правда, советовать такой способ крепления мы бы не стали: разумнее будет подобрать подходящие колеса, а не заниматься «колхозингом». Следующая характеристика диска, на который следует обратить внимание, это величина центрального отверстия (ЦО) – с его помощью диск центрируется на ступице в момент монтажа. Если ЦО больше, чем нужно, то поставить колесо будет сложнее, однако в конце концов оно все равно надежно притянется болтами. И все же лучше купить специальные супинаторы (их еще называют центровочными кольцами): это, по сути, переходники с одного диаметра на другой. В большинстве случаев они сделаны из пластмассы, но ничего страшного здесь нет: особой нагрузки они все равно не несут. Подобрать подходящие кольца можно на любом авторынке. Хуже, если у новых дисков ЦО меньше штатного – тогда поставить диск на машину не получится. Например, на Hyundai Solaris, у которого размер центрального отверстия составляет 54.1 мм, можно установить колеса от MINI Cooper (56.1 мм), а наоборот уже не получится. Чисто теоретически отверстие можно рассверлить, но это обойдется недешево, к тому же есть риск испортить колесо. Так что и в этом случае лучше поискать альтернативу, благо большинство фирм, специализирующихся на выпуске дисков, делают колеса с увеличенным диаметром ЦО ради пущей универсальности. Красота или комфорт? Еще три важных параметра колеса – диаметр, ширина и вылет. Зачастую они указаны на внутренней стороне диска в формате 6Jx15 ET48, и читать их следует так: первая цифра – ширина в дюймах, вторая – диаметр (также в дюймах), а ЕТ – это вылет в миллиметрах. Буква J указывает на некоторые конструктивные особенности диска – на нее можно не обращать внимание. Узнать, какие размеры соответствуют штатным для вашей машины, проще всего на сайте Wheel-Size.com. Вышеуказанные параметры допускают некоторые вольности при подборе колеса. Например, если вы хотите наделить машину эффектной внешностью, то можно установить на нее колеса с дисками увеличенного диаметра, однако в этом случае придется подобрать шины с более низким профилем, чтобы наружный диаметр всего колеса в сборе соответствовал штатному. Правда, может возникнуть соблазн пожертвовать красотой в пользу плавности хода и поставить автомобиль на диски меньшего размера, но зато с резиной более высокого профиля. В теории это вполне возможно, однако здесь уже могут быть нюансы: например, внутренняя поверхность колеса упрется в тормозной механизм. Посему лучше померить такой диск заранее. Что касается ширины диска, то в большинстве случаев вполне допустимы отклонения в полдюйма. Посчитать размеры и выяснить параметры альтернативной резины нетрудно при помощи различных шинных калькуляторов, коих в интернете великое множество. Один из лучших можно обнаружить здесь: Shin-shina.ru. Игра на вылет А вот с вылетом все не так просто. Вылет может быть как положительным, так и отрицательным (или вовсе нулевым); однако мы сейчас не будем глубоко углубляться в теорию, а подойдем к вопросу с практической точки зрения. Скажем, вылет штатных колес составляет 40 мм. Установить колеса с большим вылетом, скорее всего, не получится: при монтаже колесо упрется в тормозной суппорт. А если с меньшим? Легко! Правда, при этом колесо будет больше торчать наружу. Зачастую разницу в 5-10 мм даже на глаз определить будет невозможно. Однако для автомобиля такая геометрическая вольность будет иметь ряд последствий: увеличится нагрузка на детали шасси (в первую очередь – на ступичные подшипники) и ухудшится управляемость (например, появится чувствительность к колее и ухудшится стабильность движения по прямой). Как бы то ни было, этим параметром все же лучше не пренебрегать. Кстати говоря, если вылет выбранных вами дисков больше, чем штатный, и при этом вы по каким-либо причинам желаете во что бы то ни стало установить их на свою машину, то можно купить или заказать проставки требуемой толщины. Более того, некоторые фирмы изготавливают и продают переходники, позволяющие изменить разболтовку: например, на «Ниву» (5x139.7) поставить колеса от «Мерседеса» (5х112). А можно ли поставить на автомобиль покрышки большего размера? В некоторых случаях и на некоторых моделях – да. Однако следует учесть, что в этом случае увеличится общий диаметр колеса, а спидометр начнет занижать показания. Кроме того, хуже станет динамика разгона. Зато немного увеличится дорожный просвет. И все же в любом случае наилучшим выбором станут колеса, параметры которых полностью совпадают со штатными: тогда машина будет абсолютно соответствовать тем качествам, которыми ее наделили инженеры.

Колеса обозрение: хочу все знать
© Комсомольская правда