От броневика Сталина до «Кортежа»: все секреты авто для первых лиц страны
Автомобиль для перевозки руководителей государства в отечественной истории всегда был нечто большим, чем просто транспортное средство. К созданию «спецтранспорта» подходили со всей ответственностью, а при разработке и производстве применялся целый ряд уникальных технических решений. Броневик для Сталина Стоит с самого начала сказать, что по важности и количеству привлеченных специалистов проект спецавто для товарища Сталина легко мог соперничать с некоторыми проектами сугубо военного назначения. И хотя ЗИС-115 в конце 40-х годов был построен на базе представительского ЗИС-110, отличий автомобиля для Верховного Главнокомандующего было столько, что о каждом стоит упомянуть отдельно. Начать стоит с проработки конструкции и каждого технологического решения, направленного на обеспечение безопасности. Руководство специального отдела КГБ, курировавшее разработку автомобиля настояло на том, что безопасностью высшего должностного лица рисковать нельзя от слова совсем. Коллектив конструкторов воспринял это требование буквально. Фактически, впервые в послевоенной истории автомобиль был оснащен специальной бронекапсулой и специальными бронестеклами толщиной в 7,5 сантиметров. Были учтены не только личные пожелания товарища Сталина, но и требования КГБ - устойчивость к обстрелу практически всеми видами стрелкового оружия. Значительные изменения в конструкции автомобиля повлекли за собой усиление всех агрегатов, включая такие мелочи как стеклоподъемники. Чтобы поднимать и опускать массивные бронестекла в дверях автомобиля были размещены специальные гидравлические домкраты, а для того, чтобы открыть «форточку», нужно было воспользоваться специальным механическим устройством. Бронекапсула и усиленные элементы кузова значительно повысили жесткость кузова - даже в том случае, если бы машина попадала в ДТП, ни водитель, ни тем более пассажир не получили бы значительных травм. Пятитонный броневик приводил в действие огромный шестилитровый, восьмицилиндровый двигатель. Даже с такими габаритами и массой «сталинский» броневик мог разгоняться до 120 километров в час и перевозить шестерых пассажиров. Всего для товарища Сталина было выпущено 32 ЗИС-115 в кузове «лимузин». «ЗИЛ» для Хрущева и советская ласточка Никита Сергеевич был ярким, неординарным и харизматичным человеком. Он же, считая себя человеком из народа, первым нарушил правила перевозки высших должностных лиц, и отказался от поездок на бронированных автомобилях. Помимо отказа от бронирования, при Хрущеве из «1-й государственный автомобильный завод имени И. В. Сталина» (ЗИС) был переименован в «завод имени И. А. Лихачева». Однако изменять производителю с огромным опытом Первый секретарь ЦК КПСС не стал. Для перевозки Никиты Сергеевича конструкторский коллектив разработал и построил один из самых красивых советских автомобилей - длиннобазный седан ЗИЛ-111. Многие критики отечественного автопрома могут возразить, и припомнить тогдашнему руководству автозаводов одну интересную особенность. Практически все крупные автомобильные предприятия закупали в США гражданские автомобили, на базе которых и создавались первые советские послевоенные седаны. В виду отсутствия массивной бронезащиты ЗИЛ-111 был существенно легче не только в обслуживании, но и в управлении. Аналогично автомобилю Сталина ЗИЛ-111 оснащался восьмицилиндровым двигателем с рабочим объемом шесть литров. Несмотря на то, что разгон в 23 секунды до сотни современных автолюбителей не впечатлит, ЗИЛ-111 получился на редкость комфортным автомобилем. Могучий восмицилиндровый двигатель «скрестили» с двухступенчатой автоматической коробкой передач. Помимо того, что на нескольких автомобилях передвигался сам Никита Сергеевич, для особенных случаев был подготовлен целый ряд модификаций. В конце 50-х серийно начали производить «люксовый» ЗИЛ-111. В отличии от обычного седана в обновленном автомобиле была размещена советская система кондиционирования воздуха. Для торжественных приемов и встречи космонавтов с орбиты было построено несколько автомобилей ЗИЛ-111В. Отличия от базового автомобиля можно было обнаружить практически сразу - огромный автомобиль с автоматическим откидным тентом, безрамочные двери. Именно на таком автомобиле на торжественный прием в Кремль везли первого космонавта планеты - Юрия Гагарина, и точно такой же автомобиль был подарен советским лидером Фиделю Кастро. Помимо ЗИЛ-111 советские партийные работники и руководители безумно любили другой автомобиль - ГАЗ-13 «Чайка». Седан номер один Принципиально переработанный и современный автомобиль достался Леониду Ильичу Брежневу по праву - Генеральный секретарь ЦК КПСС внес колоссальный вклад в развитие автомобилестроения в стране, и в целом был большим любителем хороших автомобилей. ЗИЛ-4104 даже по современным меркам выглядел вполне современно - строгие формы кузова, выдающие высокий статус пассажира, могучий двигатель объемом 7,7 литра, трехступенчатая автоматическая трансмиссия. После смерти Леонида Ильича руководство автомобильного завода решило не вводить в строй новую модель, и ограничиться незначительной модернизацией машины. Как и в случае с предыдущими автомобилями для глав государства, на базе ЗИЛ-4104 был построен целый ряд любопытных модификаций. Например ЗИЛ-41048 с одной из первых систем автоматического контроля климата, или ЗИЛ-41047 в кузове «лимузин» для спецвязи. Однако наиболее интересными с точки зрения конструкции являются высокозащищенные автомобили. Как и в случае с первым бронеавтомобилем для товарища Сталина, в основе системы защиты автомобилей ЗИЛ нового поколения лежала все та же бронекапсула. По оценкам специалистов, всего к созданию и производству ЗИЛ-4105 привлекли с десяток КБ и профильных НИИ. Построили сверзащищенный ЗИЛ в лучших традициях жанра : специальные пуленепробиваемые стекла толщиной почти по пять сантиметров, а пожаро и взрывобезопасные топливные баки, которые даже при пробое самостоятельно «затягивали раны», были разработаны в НИИ Стали. Другой любопытный образец - ЗИЛ-41072 «Скорпион» был предназначен для вооруженной охраны первых лиц, и имел ряд характерных особенностей. Для быстрого доступа и удобного использования лимузин был оборудован специальными широкими подножками, на которых могли поместиться сотрудники службы охраны, специальными поручнями, и откидными стеклами. Помимо прочего, в салоне были установлены специальные кресла с поворотным механизмом, сидя на которых сотрудники службы охраны могли вести огонь сразу в нескольких направлениях. «Кортеж» Планы по смене ведомственного автомобиля Владимир Путин озвучивал давно, однако до недавнего времени не было никакой ясности, в каком виде перед публикой предстанет «Кортеж» - проект автомобилей для главы государства и службы сопровождения. Несмотря на то, что авторы проекта из НАМИ еще работают над проектом, уже начинает «проглядываться» облик седана, лимузина и внедорожника для перевозки первого должностного лица страны. Строгость линий, консервативность, сдержанность. Никаких безумных экспериментов с дизайном, никаких вычурных линий и выштамповок на кузовных элементах. Все строго и выдержанно. И хотя никаких подробных данных нет ни о классе защиты, ни о типе двигателя, можно предположить, что и то и другое будет реализовано на высшем уровне. Главная интрига - уровень бронирования и защиты, системы жизнеобеспечения и многое другое, что критически важно при перевозке Президента и Верховного Главнокомандующего. Специалисты уверены, что скорее всего, «Кортеж» будет иметь максимально возможное бронирование, защищающее охраняемых лиц от всех типов стрелкового оружия, включая крупнокалиберное. Отсюда возникает другое предположение - о массе и типа двигателя для таких автомобилей. Эксперты полагают, что при таких нагрузках разгонять седан и внедорожник с места будут двигатели V8 с турбонаддувом, а лимузин президента, скорее всего, оснастят V-образной силовой установкой с 12-ю цилиндрами, объемом 6 (или более) литров. Данные экспертов о том, в какие сроки будет реализован проект, разнятся. Одни утверждают, что окончательный облик проекта сформируют к 2018-му году, другие озвучивают прогноз на 2019-й год. Примерно к этому же времени можно ожидать окончательных данных относительно массы, колесной базы, защищенности и других параметров нового транспорта для президента. Автор: Дмитрий Юров