Войти в почту

Что произошло с «Патриотом» во время рестайлинга УАЗ выпустил новую версию «Патриота». Теперь у одного из самых брутальных российских внедорожников — подушки безопасности, удобные кресла и куча современной электроники. На этой машине можно ездить не только в лес, но и в театр. Но концептуально автомобиль этот остался тем же старым добрым УАЗом, к которому мы так привыкли. Разбирался Дмитрий Александров Мне абсолютно не стыдно признаться, что, опустившись (а вернее, поднявшись) в кресло обновленного УАЗ «Патриот» 2017 года, я чуть было не прослезился. Ведь ранее мне довелось быть владельцем УАЗ 31512 1997 года, модернизированной версии классического внедорожника УАЗ 469Б. Этот автомобиль стал первым актом долгой и увлекательной пьесы, увенчавшейся появлением «Патриота». УАЗ 31512 замечателен тем, что на момент его создания (1985 год) Ульяновский завод впервые попытался слегка повернуться лицом к потребителю. Самым заметным новшеством был чуть менее спартанский, в сравнении с 469Б, салон. Воспоминания о владении внедорожником у меня остались противоречивые. С одной стороны, по современным меркам (и даже по стандартам десятилетней давности) этот автомобиль для повседневной жизни абсолютно непригоден. С другой стороны, слово «внедорожник» применимо к нему без всяких оговорок. Автомобиль для сильных духом мужчин, живущих понятиями о комфорте совершенно иного порядка, не сопоставимыми с общепринятыми. И вот, когда пробудившийся после поворота ключа двигатель УАЗ «Патриота» 2017 года тряхнул кузов, я испытал давно забытое ощущение. Ведь мой старина УАЗ точно так же вздрагивал при запуске. Надо сказать, что постепенная модернизация архаичной модели — дело нужное и правильное. Свой долгий путь уже прошли Jeep Wrangler, Toyota Land Cruiser, Land Rover Defender. Все они остались рамными внедорожниками. Теперь за ними следует УАЗ и, надо сказать, небезуспешно. Помню, что в модели 31512 модернизировать нужно было буквально все. Печка принципиально обогревала только правую ногу. В дождь вода стекала по стенкам салона. Стекла не опускались в принципе, а только снимались вместе с рамками. Зимой иней покрывал боковые стекла и заднее стекло приблизительно с ноября по март. Пассажиры боялись прикусить язык при проезде лежачих полицейских на рессорной подвеске. Любая вещь при торможении стремительно перемещалась вперед по ровному полу, иногда попадая прямо под педаль тормоза. Полноправным наследником «старого» УАЗа является «Хантер». Однако и «Патриот» многое воспринял от предшественника. У него по-прежнему два моста. Все тот же рулевой механизм на основе редуктора (но с гидроусилителем, производства фирмы Delphi). Подвеска хоть и утратила большую часть точек ручной смазки, но осталась такой же в конструктивной своей основе. Бензиновый двигатель ЗМЗ-40906 — по сути, многократно модифицированный наследник старинного двигателя УМЗ-4178. Это далеко не полный перечень схожих агрегатов. Неудивительно, что мне было крайне интересно, что было сделано для превращения бескомпромиссного внедорожника в автомобиль для повседневной жизни. Прежде всего у нового «Патриота» теперь более длинная колесная база. Благодаря этому появился какой-никакой, а багажник. И теперь ничего теперь не прилетает в область педального узла: современное крепление кресел не допускает такой возможности. Увеличенная колесная база, несомненно, добавляет управляемости на дороге. Однако не настолько, чтобы автомобиль преобразился. Тяга к сносу задней оси при старте на скользком покрытии всегда была яркой особенностью любого УАЗа. «Патриот» тоже был и остается преимущественно заднеприводным. При этом он оснащен бензиновым двигателем с весомой тягой именно в нижнем диапазоне оборотов. В довершение ряд передаточных чисел МКПП подобран так, чтобы легко было стартовать в грязи на колесах большого диаметра с массивными грунтозацепами. Но надо понимать, что все вышеперечисленное, как говорится, «не баг, а фича». Внедорожник, несомненно, должен быть внедорожником. И не его вина в том, что в современном мире он стал модным автомобилем. И все захотели быстро ездить на нем по асфальту, зимой и летом. На стадии разработки «Патриота» 2017 года на ульяновском заводе поняли, что именно делали люди, ответственные за развитие Defender и Land Cruiser, чтобы удовлетворить описанный выше запрос клиентов. Команда «Патриота» вслед за зарубежными коллегами приняла постулат о том, что развитие электроники сейчас важнее развития механизмов. Ведь скорость реакции электронных систем существенно опережает скорость реакции человека. Именно поэтому современные автомобили управляются совершенно иначе даже в сравнении с образцами 15-летней давности. При этом совершенно неважно, насколько архаичны механизмы, которыми электроника управляет. Если оснастить современной микропроцессорной системой управления первый четырехколесный автомобиль Benz Velo 1983 года, то и на нем можно будет более или менее сносно себя чувствовать в современной дорожной обстановке. По сути, именно это произошло с УАЗ «Патриот». Архаичный в своей сути автомобиль получил пакет управляющей электроники. Это и ESP от Bosch новейшей версии 9.1. Это и микропроцессорная система, способная воздействовать на работу электронной дроссельной заслонки и гидравлического привода тормозов. Она, кстати, облегчает задачу старта с места, аварийного торможения, предотвращает опрокидывание и стабилизирует автомобиль при торможении в повороте. Дополнительными бонусами выступили ассистент старта в гору и внедорожный режим. В этом режиме электроника имитирует работу межколесных блокировок — при помощи тормозных механизмов притормаживает колеса, начавшие буксовать. И это с учетом описанных выше особенностей УАЗа — посильнее ядерного оружия. Когда-то для относительно безопасной езды зимой мне пришлось купить шины, стоившие, как сам мой далеко не новый автомобиль. И все равно на скорости, близкой к 100 км/ч, я боялся шевельнуть рукой на руле и стартовал на льду со второй передачи. С «Патриотом» 2017 года эти ухищрения ушли в прошлое навсегда. В принципе по сравнению с появлением ESP все остальные доработки меркнут. Но в свете шумной истории с краш-тестами «Патриота» ульяновцы воспользовались достижениями электроники и для усиления безопасности. Впервые в истории модели появились подушки безопасности — для водителя и пассажира. Боковых шторок по-прежнему нет, что довольно неприятно, учитывая особенности расположения человека в салоне. Если быть точным, то голова находится слишком близко к стеклу и средней стойке. И не имеет никакого значения, что автомобиль огромный. Кстати, если внимательно изучить габариты и сравнить их с характеристиками конкурентов, становится ясно, что «Патриот» очень высокий, но не такой уж широкий. Электроника стала полновесным лейтмотивом обновления 2017 года. Настолько, что для управления расширившимся функционалом решено было учредить в автомобиле мультируль. При помощи кнопок на правой спице можно управлять громкостью и источником музыки, а также отвечать на звонки через систему hands free. Группа кнопок на левой спице обеспечивает доступ к функции круиз-контроля и ограничителя скорости. На левом подрулевом переключателе расположен орган управления режимами отображения информации на дисплее, появившемся в центре панели приборов. При этом часть кнопок управления вынесли на консоль, под сенсорный экран, чтобы не перегружать руль. Расположенные там органы управления позволяют включать обогрев лобового стекла, отключать систему стабилизации и задействовать внедорожный режим. Третья группа органов управления находится в районе блока климата. Для выбора алгоритмов работы отопителя и кондиционера на консоли установлены две внушительного вида шайбы. Внутренняя часть обода шайбы представляет собой кнопку. Нажав на правую, переключаешь отопитель в режим рециркуляции воздуха. Кнопка слева передает управление климатом в руки электроники. Тот, кому приходилось ездить на современных иностранных автомобилях экономкласса, ничего нового для себя не найдет, и это здорово. Зато найдет все, к чему привык. Между сиденьями расположена еще одна шайба — электронный орган управления режимами работы трансмиссии. Она заменила одновременно два рычага, украшавших некогда пол моего УАЗ 31512. Вращая колесо, можно переключить корейскую раздаточную коробку в режим 4H, затем в 4L, и наконец, продержав обод в крайнем положении несколько секунд, заблокировать дифференциал заднего моста (такой усложненный алгоритм — это своеобразная «защита от дурака»). Кстати, в бардачке машины лежит книжка, которую я бы рекомендовал прочесть всем, кто собирается ехать на «Патриоте» в лес. В итоге новый набор функций и расположение органов управления максимально приблизили УАЗ к современным автомобилям на каждый день. Чтобы закрепить победу, ульяновцы убрали кое-что, доставлявшее дополнительную головную боль прежним владельцам русских внедорожников. В частности, наконец ушла в прошлое система питания с двумя бензобаками. Эксплуатируя свой УАЗ, я несколько раз забывал о том, что топливо залито только в одну из двух емкостей. Приводило это к глупейшей ситуации. Рассчитывая, что второй бак полон, я переключался на него с помощью специального тумблера, и с горечью убеждался, что едва дотяну до заправки. Сама по себе система не так плоха, если вы человек внимательный. Но если вы просто хотите ездить на работу и с работы, она должна хотя бы предупреждать вас, что второй бак пуст. В новом УАЗ «Патриот» 2017 года установлен один топливный бак, который к тому же сделан из пластика. Честно говоря, его вид навел меня на грустные размышления. Баки старого образца были небольшого размера и довольно искусно спрятаны между свисающим краем кузова и рамой. Теперь же бак огромный, торчит, им легко задеть какой-нибудь пенек в лесу. Впрочем, в городе при клиренсе свыше 50 см это абсолютно не важно, а настоящие джиперы все равно доработают машину и перенесут бак в безопасное, по их мнению, место. Присмотревшись к салону, я понял, что с появлением нового «Патриота», пожалуй, уйдет в небытие еще одна могучая исконная традиция. А именно — награждать интерьер отечественного внедорожника продавленными креслами от иномарок, а в особо запущенных случаях переставлять от них же приборную панель. На мой взгляд, салон теперь не хуже и не лучше любого другого автомобиля экономкласса. Здесь реализовано знакомое сочетание модных дизайнерских форм с жестким пластиком. Дополняют картину настоящие кожаные кресла. Это прочная шкура выносливых коров, которым, как и многим владельцам УАЗов, не привыкать к жаре, болотам, грязи и соприкосновению с прочными механическими предметами вроде брошенного с размаху на сиденье бензогенератора. Подытоживая все описанное, можно с большой долей вероятности предположить, что шума обновленный автомобиль наделает много. Внедорожники УАЗ традиционно обладают возможностями, которые в определенные моменты могут оказать прямое влияние на благополучие владельца. При помощи жестко подключаемого полного привода можно, к примеру, выбраться из такого места, в которое завел водителя безудержный темперамент. Теперь же к этому неоспоримому достоинству добавилась возможность купить УАЗ и условный «Логан» в одном лице. И, не краснея, расхваливать достоинства автомобиля перед членами семьи, которым ездить в лес совершенно незачем, а вот совершать поездку в супермаркет раз в неделю — очень даже нужно. Вот только о реальном аппетите бензинового двигателя объемом 2,7 литра лучше умолчать. Необыкновенное и давно ожидаемое сочетание предсказуемого поведения на дороге, нового уровня комфорта и старых добрых внедорожных возможностей и станет, на мой взгляд, поводом для бесконечных споров. УАЗ «Патриот»

Уазик на каждый день
© Коммерсантъ - Автопилот