Такси стало ближе к народу, но ряд проблем еще предстоит решить

14 февраля в студии сетевого вещания «ВМ» прошел круглый стол, посвященный столичному рынку таксомоторных услуг. Эксперты обсудили проблемы и перспективы отрасли.Напомним, в начале февраля руководство Департамента транспорта и развития дорожной инфраструктуры сообщило, что ежедневно услугами такси в Москве пользуются 600 тысяч человек. Эксперты «ВМ» подчеркнули, что этот результат — один из многих свидетельств того, что качество таксомоторных перевозок и их финансовая доступность для населения растет. Но вначале специалисты составили портрет современного таксиста. — Это человек, у которого есть трехлетний водительский стаж, — пояснил зампредседателя межрегионального профсоюза «Таксист» Андрей Попков. — Больше ничего от него не требуется. А далее он может устроиться в какую-то фирму, пройти инструктаж. Ну а потом он получит машину, подключится к нескольким агрегаторам — и начнет работать. Если компания нормальная — она выдает водителю путевой лист, автомобиль — желтого цвета — ежедневно проходит осмотр плюс техосмотр два раза в год. При этом, правда, подчеркнули наши эксперты, никто не будет проверять, что у такого водителя с нервами, знает ли он город. Да и — по большому счету — единообразия в цветовом оформлении таксомоторов нет. Может приехать по вызову желтый автомобиль с желтыми номерами, может подъехать авто с белыми номерами. А вот если извозом занимается так называемый ипэшник — индивидуальный предприниматель? Он, конечно, тоже обязан два раза в год проходить техосмотр и иметь диагностическую карту. А вот все остальное? Кто осматривает частный таксомотор перед выездом, проверяет тормоза? Сам водитель. Он же — так считается — сам себе контролирует уровень давления и состояние похмелья, если не опьянения. И выйдет ли он на работу в таком состоянии? Адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько утверждает, что у таксиста-частника в машине должны быть те же документы, что и у извозчика, работающего на таксопарк. Но путевой лист, например, можно просто купить, и стоит он недорого — всего 50 рублей. Более того, эксперты называют печальные данные статистики: 80 процентов путевых листов у таксистов — поддельные. В Москве работает как минимум пять агрегаторов: нажал на кнопочку на смартфоне — и буквально через пять минут к дому, указанному геопозицией гаджета, подкатит авто. С шашечками или без. И — спрашивают эксперты — кто из пассажиров будет проверять наличие диагностической карты (о прохождении ТО), осматривать внешний вид такси и уж тем более — а есть ли у водителя лицензия? Случись что не так — авто не приехало в указанные сроки, оказалось неисправным, водитель подшофе или же просто поездка окончилась аварией — кто будет отвечать? Таксопарк (если такси к нему приписано), индивидуал или вообще — агрегатор? На этот счет у экспертов возник особенно жаркий спор, причем мнения диаметрально разделились: от «агрегатор ни за что не должен отвечать, потому что это некий безымянный сервис» и до «должен нести ответственность на все сто». В общем и целом эксперты отмечают, что пассажирам стало комфортнее. И в целом услуга стала доступнее — есть тарифы на поездки от 90 рублей. — Нет нужды стоять у обочины с протянутой рукой, тарифы стали ниже, а качество перевозок — выше, — уверен председатель Межрегионального движения «Союз пассажиров » Кирилл Янков. — Гарантий безопасности поездки стало больше. Возможно, и в аэропортах, и на вокзалах удастся переломить ситуацию благодаря агрегаторам. Результаты мы можем увидеть уже в ближайшем будущем. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Максим Ликсутов, руководитель Департамента транспорта и развития Дорожно-транспортной инфраструктуры: Рост конкуренции, а также новые способы заказа через мобильные приложения позволили перевозчикам снизить цены и сделали такси одним из популярных способов передвижения по городу. Цена поездки по столице с 2014 года продолжает снижаться. Тогда горожане в среднем платили 700 рублей, в 2015-м — 650 рублей, а в прошлом году средний чек составил 500 рублей. Андрей Сидоров, И.О. начальника московской административной дорожной инспекции: Сегодня в Москве активно развивается сфера легкового такси, поэтому проблема повышения качества и безопасности обслуживания пассажиров актуальна как никогда. Рейдовые осмотры такси уже проходят в Московской области, и, как показала практика, они оказываются намного эффективнее плановых проверок. Порядок проведения рейдовых осмотров такси в Москве пока еще прорабатывают.

Такси стало ближе к народу, но ряд проблем еще предстоит решить
© Вечерняя Москва