"Зеленый" автомобиль: почему весь мир переходит на экотранспорт

Быть велосипедистом во Франции полезно и выгодно — в феврале правительство запустило программу, по которой, пересев из своего автомобиля на электробайк, житель государства может получить до €200 компенсации, сообщают французские СМИ. Меры, стимулирующие население выбирать более экологичные виды транспорта, существуют не только во Франции. Как в мире ведут борьбу за оздоровление окружающей среды и снижение числа автомобилей на улицах — в материале ТАСС. "Дышать нормальным воздухом" Парижские власти давно взяли курс на вытеснение автомобилей с городских улиц. Например, в июне минувшего года во французской столице появилась новая система автоматического проката, призванная поддержать распространение экологически чистых видов транспорта. Cityscoot — под таким названием в Париже теперь можно найти электроскутеры, доступные для краткосрочной аренды. Система напоминает уже успешно действующие cервисы проката электромобилей Autolib' и аренды велосипедов Velib'. Основным отличием является отсутствие у Cityscoot специальных стоянок — мотороллеры припаркованы в любом разрешенном для этого месте, а найти их можно при помощи специального приложения для смартфонов. На начальном этапе на улицах города появилось 150 скутеров. В первом квартале 2017 года парк должен возрасти до 1 тыс. машин. К 2020 году планируется увеличить его до 30 тыс. скутеров в целях охвата ближайших пригородов Парижа. В числе других мер борьбы французов за чистый воздух — ограничения на использование старых транспортных средств. С 1 июля 2016 года в столице страны нельзя использовать в будние дни автомобили, выпущенные до 1997 года, а также мотоциклы и скутеры, произведенные до 2000 года. Запрет действует с 8 утра до 8 вечера. "Жители города должны иметь право дышать нормальным воздухом", — обосновала свое решение парижская мэрия. С 1 сентября 2015 года, власти столицы ввели строгий запрет на использование в черте города грузовиков и автобусов, сошедших с конвейера до 1 октября 2001 года. Мэр Анн Идальго пригрозила также, что в 2020 году с парижских улиц исчезнут все машины с дизельными двигателями. Экотранспорт в мире В последние годы в Европе наблюдается рост продаж экологичного транспорта — электромобилей, гибридов, автомобилей на водородном топливе и других топливных элементах. Согласно данным, опубликованным 1 февраля Ассоциацией европейских производителей автомобилей, по итогам 2016 года в ЕС и на рынках Европейской ассоциации свободной торговли приобретено более 500 тысяч таких автомобилей, что на 20,3% выше, чем в 2015 году, пишет аналитическое агентство "Автостат". Интерес к альтернативным видам транспорта стимулируется не только дотационными мерами, но и созданием соответствующей инфраструктуры. Например, правительство Финляндии в ближайшие годы планирует резко увеличить количество электрозаправок. Сейчас их электрозаправок всего несколько сотен. По плану кабинета министров, через три года их будет 2 тыс., а к 2030-му году уже 25 тыс. Расширяют масштабы использования электромобилей и США. По информации Белого дома, за восемь лет количество зарядных станций для электромобилей в стране возросло с менее чем 500 до более чем 16 тыс. По дорогам США в настоящее время ездит, согласно имеющимся данным, порядка 400 тыс. электрокаров. Все больше подобных автомобилей появляется и на дорогах стран Азии. Автотранспорт считается одним из основных источников загрязнения воздуха в Пекине — одном из самых неблагополучных в этом плане городов КНР и всего мира. В последние годы власти Китая для снижения нагрузки на окружающую среду реализуют ряд программ, направленных на развитие экологически чистых видов транспорта. Для покупателей "зеленых" авто предусмотрены различные дотации и льготы. По итогам 2016 года Китай занял первое место в мире по продажам электромобилей и гибридов: за 12 месяцев в стране было реализовано 507 тыс. таких транспортных средств. В трех крупнейших мегаполисах страны — Пекине, Шанхае и Шэньчжэне — была создана крупномасштабная сеть для подзарядки электромобилей. Страна второй год подряд продолжает удерживать лидерство в данном сегменте автотранспорта. К настоящему моменту в мире продано более 1 млн "зеленых" китайских автомобилей. Согласно статистике, емкость аккумуляторов китайских электромобилей за прошедшие пять лет возросла почти в три раза, одновременно цена на эти машины упала на 60%. Повысилась и безопасность таких авто — в итоге спрос на них в КНР значительно вырос. Правительство страны намерено и дальше увеличивать популярность электромобилей среди населения. Для этого до конца 2018 года будет оборудовано около 800 тыс. электрозаправок. Все большее предпочтение альтернативным видам транспорта отдают и японцы. Как сообщила Японская ассоциация производителей автомобилей, в 2016 году первое место по продажам внутри страны занял гибрид Toyota Prius (продано более 248 тысяч единиц). Благодаря росту количества машин с гибридными установками и жестким экологическим нормам для двигателей, сильного загрязнения воздуха в крупных городах Японии, в том числе Токио практически не наблюдается. Местные производители делают ставку именно на экологически чистые технологии. Так, Toyota разработала план полного отказа от производства и продажи бензиновых автомобилей в пользу гибридов и машин на топливных элементах к 2050 году. Российская специфика В то время как мировые продажи электрокаров растут, в России они продолжают оставаться на очень низком уровне. По итогам 2016 года продажи электромобилей в нашей стране снизились на 28,4% по сравнению с 2015 годом — до 83 (в 2015 году — 116), сообщает "Автостат" со ссылкой на собственное исследование. На первом месте по продажам на российском рынке остается Tesla, на долю которой приходится около половины (47%) от общего объема (39 проданных машин). Второй по популярности является модель Mitsubishi i-MiEV (20 автомобилей), продажи которой в России уже прекращены, отмечают в "Автостате". Третью позицию занимает Nissan Leaf (18 автомобилей). По данным агентства, 60% от всего объема реализованных электрокаров встали на учет в столичном регионе - Москва и Подмосковье. Десять машин были реализованы в Санкт-Петербурге (с учетом Ленинградской области), еще девять — в Приморском крае и по две — в Татарстане, Краснодарском крае и Новосибирской области. Еще по одному электромобилю приобрели жители Мурманской, Пензенской, Кировской, Курганской, Иркутской, Амурской, Томской областей и Чувашии. "Росту популярности электромобилей в России мешает отсутствие необходимой инфраструктуры и законодательных актов, которые могли бы поощрить их покупателей. Также нельзя забывать и о высокой цене электромобилей, которая не по карману многим автолюбителям. То же самое относится и к так называемым "гибридным" автомобилям, которые также имеют довольно высокую стоимость", — считает ведущий аналитик агентства Азат Тимерханов. Между тем, в ближайшие годы ситуация может измениться. По прогнозам главы Минэнерго Александра Новака, к 2020 году количество электромобилей в России может достигнуть 200 тыс. Проект правительственной программы развития электрического автотранспорта в РФ до 2025 года предусматривает льготные тарифы на платных дорогах, бесплатные парковки в городах, возможность двигаться по выделенным полосам для общественного транспорта, нулевой транспортный налог и упрощение бюрократических процедур для строительства зарядных станций, пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на текст документа. С целью создания условий для внедрения автономного общественного и частного электротранспорта "Россети" реализуют всероссийскую программу развития зарядной инфраструктуры. В частности, в 2017 году компания планирует открыть 300 электрозаправок, а к 2018 году до 1000. Как сообщил первый заместитель генерального директора "Россетей" Роман Бердников, компания планирует активно развивать взаимодействие с АЗС, что, по его словам, особенно актуально на вылетных автомобильных магистралях. Как уточнили в "Россетях", всего в России установлено более 60 зарядных станций для электромобилей, из которых порядка 30 в Москве. Помимо создания и расширения сети электрозаправок, Москва идет по пути внедрения новых видов альтернативного транспорта. В частности, в январе нынешнего года в столице начал обкатку электробус российского производства ЛиАЗ-6274. "Электробус является современным, экологичным и высокомобильным видом наземного городского пассажирского транспорта. Сегодня перед производителями и перевозчиками стоит масштабная задача — заложить основы развития этого вида электротранспорта. Поэтому мы максимально ответственно относимся к оценке работоспособности данной модели, ее испытания будут проходить в течение шести месяцев при различных погодных условиях и с разной нагрузкой", — сказал главный инженер ГУП "Мосгортранс" Павел Хмелев. "Машина имеет международный экологический стандарт ZERO EMISSION, который характеризуется полным отсутствием вредных выбросов в атмосферу", — добавили в пресс-службе ГУП "Мосгортранс". В целом в ближайшие годы правительство Москвы намерено инвестировать в закупку экологически чистого электротранспорта не менее 5 млрд рублей в год. "До 2019 года в трамваях и троллейбусах появится 25 тысяч новых пассажирских мест — это на 13% больше, чем сегодня. Темпы обновления городского транспортного парка в Москве — одни из высочайших в мире. Меры последних 5 лет позволили избавить город от постоянного источника серьезных загрязнений окружающей среды — сегодня на столичные дороги выезжает до 10% автомобилей меньше, чем в 2010 году", — приводит слова заместителя мэра Москвы, руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максима Ликсутова Единый транспортный портал. Сегодня на улицах Москвы курсирует более 1,5 тысяч троллейбусов и 848 трамваев. С 2010 года закуплено 538 новых троллейбусов и 150 трамваев. В масштабное обновление парка подвижного состава электротранспорта город вложил около 12 млрд рублей. В планах правительства столицы на ближайшие три года закупка не менее 50 трамваев и 60 троллейбусов ежегодно, отмечает Единый транспортный портал.

"Зеленый" автомобиль: почему весь мир переходит на экотранспорт
© ТАСС