Бензин стал прозрачнее! На АЗС продают меньше фальсификата
Активная борьба с продавцами некачественного топлива на заправках приносит результаты. За прошлый год 18% российских АЗС продавали фальсификат и это лучший показатель за 5 лет. Ещё год назад количество АЗС-нарушителей было на рекордной отметке - 43%. Эксперты полагают, что на ситуацию повлияли новые единые требования к нефтепроизводителям и частые проверки на самих заправках. Штрафы за суррогатное топливо сейчас достигают миллиона рублей. Но для крупных сетевых АЗС - это не очень большие деньги. Поэтому наказание необходимо ужесточать, заявил Авторадио ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев: "Необходимо развивать сеть независимых лабораторий, которые могли бы вести этот контроль. Что значит независимых? Это значит, что не входящих в состав вертикально интегрированных компаний. Дело в том, что многие нефтяные компании имеют собственные лаборатории и контролируют качество бензина своего, но эта информация является внутренней, она обычно закрыта. Они принимают меры, они, безусловно, наказывают тех, кто нарушает правила, но внешний потребитель об этом не знает". Сейчас под контроль попадают не все заправки, проверка проводится выборочно. В городах-миллионниках рейды прозрачны. А вот в периферийных - контроль качества попросту экономически не выгоден компаниям. Чаще всего фальсификат встречается в сегменте дизельного топлива, рассказал Авторадио директор по развитию бизнеса агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов: "Всего объём фальсифицированного топлива достигает 10 млн тонн - большей частью это заменители дизельного топлива, то есть средние дистилляты. Однако далеко не всегда такой товар выходит на рынок именно через АЗС, его покупают в том числе промышленные предприятия, сельхоз производители, которые экономят на топливе". Чтобы снизить риск заправки фальсификатом, эксперты дают всегда банальный совет - заправляться на сетевых АЗС известных брендов. "Если вы во время заправки ощущаете сильный, резкий запах, не рекомендую там заправляться, - рассказал лидер общественной организации "Гражданский контроль качества топлива" Дмитрий Курзанцев. - Если вы видите, что дешевле топливо на рубль, на два, тоже не рекомендую экономить, потому что топливо некачественное. Судебная практика очень слабая, люди обращаются, когда уже поздно. Если вы заправились, а машина стала дёргаться, ещё что-то - нужно обязательно остановиться, топливо слить, отвезти в лабораторию, получить результаты экспертизы, и с этими документами нужно идти в суд". Также, как советуют эксперты, необходимо смотреть, есть ли маркировка на колонках о том, какого класса бензин - четвёртого или пятого, заглядывать в "Уголок потребителя", там должен быть сертификат качества топлива. Несмотря на то, что фальсификата стало меньше, эксперты настаивают на ужесточении наказания для АЗС в случае продажи неликвида. Речь идёт об оборотных штрафах в 1-2% от суммы ежегодного дохода заправки, а также о приостановке деятельности на 90 суток за повторное нарушение, или штраф в размере 2 миллионов рублей. В ноябре 2016 года такой законопроект подготовил Минпромторг. Но пока у чиновников по документу есть разногласия.