Подержанные автомобили уйдут с молотка
Онлайн-биржа Woom привлекла инвестиции Автомобильная онлайн-биржа Woom привлекла инвестиции в $1 млн. Стартап рассчитывает потеснить на рынке привычные сервисы бесплатных объявлений за счет сотрудничества с официальными дилерскими центрами. Конкуренцию с классифайдами, включая "Авито Авто" и "Авто.ру", выиграть будет трудно, считают участники рынка: те тоже работают над повышением безопасности и при этом уже обладают большой аудиторией. Автомобильная онлайн-биржа Woom привлекла $1 млн от основателя инвесткомпании inMedia Евгения Жуланова и бизнес-ангела Дмитрия Сутормина (среди инвестиций -- Robot Control Technologies, PlayKey, SkyparkCDN и др.), сообщил "Ъ" представитель компании. Господин Жуланов подтвердил эту информацию, связаться с господином Суторминым вчера не удалось. Проект запущен в декабре 2016 года экс-менеджером "BMW Русланд Трейдинг" и Marussia Motors Василием Тепляковым. Woom работает по модели онлайн-аукциона, на котором можно продать или приобрести новый или подержанный автомобиль. Платформа сотрудничает с 30 дилерскими центрами в 11 городах России. Через официальных дилеров происходит оформление документов и обеспечение финансовой безопасности сделки, "что исключает возможность использования серых схем", подчеркивают в компании. До конца 2017 года платформа рассчитывает провести более 25 тыс. сделок, подключить 30 городов и около 200 дилеров. Собственный прогноз по выручке на конец года составляет более 100 млн руб. Как ранее сообщал "Ъ", рынок подержанных автомобилей в России в 2016 году вырос на 6%, по данным "Автостата". При этом, по данным Ассоциации европейского бизнеса, новых автомобилей было продано 1,4 млн, что на 11% меньше, чем в 2015 году. "В связи с нестабильной экономической ситуацией и скачками валюты покупатели все чаще выбирают вторичный рынок",-- подтверждает Василий Тепляков. Компания планирует конкурировать с сервисами бесплатных объявлений, такими как "Авто.ру" и Avito. "Мы ожидаем, что наша модель работы позволит увеличить трафик в официальные дилерские центры, наравне с увеличением количества сделок, больший объем которых проходит с помощью досок объявлений онлайн",-- говорит господин Тепляков. В России на рынке подержанных автомобилей уже есть онлайн-аукцион CarPrice, запущенный в 2014 году. Проект работает по модели с2b, то есть подержанные машины выкупают дилерские центры. В 2015 году проект привлек $40 млн инвестиций. "Несколько раз мы были свидетелями попыток запустить конкурирующие онлайн-аукционы в России. Но внутри они не имели нормальной технологической платформы",-- констатирует гендиректор CarPrice Денис Долматов. По его словам, бизнес-модель крупного онлайн-аукциона требует больших инвестиций в развитие IT-инфраструктуры, филиалов, складов и транспортировку машин по всей России. Перспективы Woom он оценивает скептически: "Мы не знаем успешных примеров данной модели нигде в мире". Но причина высокой активности новых проектов в сегменте подержанных автомобилей понятна. "Крупный неконсолидированный рынок всегда привлекает внимание. Тем более что в 2017 году мы ожидаем его хоть небольшой, но все-таки рост",-- говорит господин Долматов. Успешных b2c-проектов в сфере потребительских аукционов в России еще не было, добавляет руководитель "Авито Авто" Сергей Литвиненко. Запросы потребителей на дополнительные услуги по обеспечению безопасности купли-продажи подержанных автомобилей растут, подтверждает он, но "в ближайшее время эти потребности будут покрывать сами классифайд-сервисы". Так, "Авито Авто" в прошлом году совместно с рядом дилеров запустил базу данных по истории автомобилей с пробегом, а принадлежащий "Яндексу" "Авто.ру" открыл в Москве центр оценки состояния подержанных машин. "Это поможет пользователям избежать рисков, связанных с покупкой подержанных машин. И платформе Woom будет непросто конкурировать с классифайд-сервисами, которые уже имеют большой клиентский трафик",-- считает господин Литвиненко. Юлия Тишина