Премьер Медведев встретился с представителями малого и среднего бизнеса в сфере автоперевозок. В центре внимания — система "Платон", запущенная в ноябре 2015 года для взимания платы с тяжелых грузовиков. Их разрешенная максимальная масса — более 12 тонн. Понятно, что система требует совершенствования, а потому на встрече было принято решение, что льготный тариф пока действует, но с 15 апреля он все же повышается, но не на 50%, как планировалось ранее, а на 25%. Правительство и этот — новый — тариф называет "льготным". Так или иначе, а дальнобойщики могут считать переговоры успешными. Дубна. Московская область. Река Волга разделяет город на две части: с одной стороны находятся жилые кварталы, школы, производства, заводы, с другой, — новая экономическая зона, где работают современные специалисты. Единственный короткий путь, который связывает два берега, находится практически в аварийном состоянии. По плотине грузовики вообще не рискуют ездить, им приходится делать крюк в 50 километров. Новый мост ждали около 10 лет. Проблему с мертвой точки удалось сдвинуть, только когда на строительство было выделено полмиллиарда рублей благодаря той самой системе "Платон". Ехать ровно три минуты, расстояние – два километра, а догони один водитель другого "в бампер" или пойди сильный дождь, вода в тоннеле скапливается моментально — пробка в обе стороны. "В час-пик можно стоять часами. Дамба еще довоенных времен", — жалуются водители. 1937 года, если быть точным. "Количество денег, которое Московская область могла выделить на строительство моста, недостаточно, а запуск системы "Платон" и аккумулированных средств, собранных с грузоперевозчиков, позволили этот процесс сдвинуть. И ведь это не единственный мост, по всей стране у нас почти 30 мостовых сооружений, которые либо находятся в аварийном состоянии, либо ждут денег", — отметил Иван Григорович, начальник ФКУ "Дороги России" Федерального дорожного агентства. Уфа. Полтора миллиарда рублей из системы "Платон" в добавок к деньгам из бюджета — мост Затонский уже готов и запущен. Нижний Новгород, Алтай, Самара, Карачаево-Черкессия, Бурятия — в общей сложности два десятка регионов по всей стране получили либо новые мосты, либо отремонтировали старые благодаря тому, что владельцы грузовых фур выплачивали по полтора рубля за каждый пройденный километр по федеральным трассам. Логика простая: раз компании-перевозчики зарабатывают, доставляя грузы на фурах, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, значит, они должны платить и за ремонт дорог, построенных на налоги россиян. Предполагалось, что в ближайшее время дальнобойщиков заставят платить в два раза больше — по три рубля шесть копеек за километр. Автоперевозчики обратились за помощью к единороссам. В итоге к диалогу присоединился Дмитрий Медведев. После встречи принято решение снизить предполагаемую цифру почти в два раза и продлить льготный период. Таким образом дальнобойщики будут платить меньше, чем могли бы: не три рубля шесть копеек, а рубль девяносто. Теперь совсем детальные расчеты. Новый коэффициент постановления правительства — 0,51 — умноженный на изначально установленную цену 3,73, выходит 0,90. "Эта система только развивается, у нее есть недостатки, и эти недостатки должны устраняться в диалоге именно с вами. Потому что вы этой системой пользуетесь, вы деньги туда платите, видите все ее сильные стороны и слабые", — сказал Дмитрий Медведев. "Это дополнительный льготный период. Чтобы еще в тестовом режиме дополнительно отладить саму эту систему, необходимо продление этого льготного периода. Что имеется в виду? Это решение проблемы взаимозачетов транспортного налога и тех, кто работает в системе "Платон", потому что сегодня нередко водители сами бегают с бумажками, по два-три дня решая вопрос зачета. Необходимо дополнительно отладить и запустить систему электронной товарно-транспортной накладной, по которой видно, какой груз человек везет, какой маршрут осуществляется, кто отправитель и получатель. Все это работает через систему "Платон", в которой отмечен маршрут, по которому вы движетесь", — рассказал автор инициативы, секретарь Генерального совета "Единой России" Сергей Неверов. Дальнобойщики на стоянках, у которых в прямом смысле каждый рубль на счету, многие ночуют в машинах, здесь же и готовят. На сутки компания выдает всего по 500 рублей. Новость о том, что тариф не подняли в два раза, обсуждают до сих пор. "Это хорошо, что нас слышат. В Европе дороги платные. Если деньги будут выделяться чисто на ремонт и строительство новых дорог, мы только за", — говорят дальнобойщики. Впрочем, в Интернете уже появились видеоинструкции "Как обмануть "Платон". "Заверните прибор в фольгу", "накройте ведром", положите в алюминиевую банку из-под кофе, закройте в микроволновке — кто-то в комментариях советует возить ее ради такого с собой. О том, что даже с применением этих новейших технологий машину зафиксируют, — ни слова. Большегруз приближается к рамке. Инфракрасные датчики автоматическом вычленяют из потока крупные фуры, камеры считывают номера, дальше информация в автоматическом режиме отправляется в центр обработки данных. Центр управления системой "Платон". За ситуацией на всех федеральных трассах России здесь следят круглосуточно. Если выяснится, что кто-то из водителей не заплатил за федеральные километры, ему выписывают штраф: сначала — 5 тысяч рублей, при повторном нарушении — 10 тысяч. Впрочем, нежелающих платить хватает. Они даже акции протеста против системы "Платон" организовывали. Дорога Городня – Редкино — Стариково. Тверская область. "Был здесь полигон испытательный, а не дорога. Разогнаться на машине до 40-50 километров было практически невозможно, надо было объезжать ямы. Машина бьется, груз летает. Теперь можно стакан поставить, и он будет стоять", — рассказал один из водителей. Деньги на ремонт дороги выделялись за счет сборов от системы "Платон". В Петрозаводске, например, за счет "Платона" в прошлом году отремонтировали две трети дорог. По всей стране за счет отчислений дальнобойщиков отремонтировали тысячу километров полотна. Как при этом избавить водителей от взяток, которые часто вымогают у дальнобойщиков, также обсуждали у Дмитрия Медведева. Когда грузовик ловят с лишними килограммами и отправляют на штрафстоянку, вызволить его оттуда законным способом, утверждает водитель со стажем, почти невозможно. "Перевозчик столкнулся с тем, что начал бегать по инстанциям, два года пытался добиться правды. В итоге машина на штрафстоянке стоит. За это еще надо платить", — сказал Владимир Матягин, президент ассоциации "Центр объединения грузоперевозчиков "Грузавтотранс". "Я услышал то, что вы сказали, что в основном это отмывка для тех, кто пытается на этом деньги зарабатывать. Наверное, не везде, но в целом с этим тоже нужно разбираться. Поручение по этому поводу я обязательно дам, чтобы и правовой статус штрафных стоянок, и порядок привлечения к ответственности, сроки — все это было регламентировано. Жуликов везде хватает, это мы понимаем, но, тем не менее, должен быть один ответственный узел за все это", — заявил Дмитрий Медведев. Чтобы вопросов не возникало и к тому, куда идут деньги, собранные "Платоном", в ближайшее время водители смогут не только следить за каждым рублем, который поступил в систему, но и сами голосовать, какую трассу ремонтировать в первую очередь. Для тех, кто постоянно проезжает много километров, правительство уже распорядилось подготовить систему скидок.