Войти в почту

Большевистский разлом. Почему асфальт «поплыл»?

Участок федеральной трассы в черте Новосибирска перекрыт уже две недели. За бетонными блоками, ограничивающими движение по загруженной магистрали, зияет 50-метровая трещина. Кто виноват? Пока специалисты сразу нескольких служб – от геологов до МЧС, изучают глубокий разлом, автомобилисты вынуждены простаивать в километровых пробках в районе Речного вокзала. «Вчера от автовокзала до гостиницы «Обь» днём ехала почти целый час, – рассказала Ирина МИХЕЕВА, автолюбитель. – Движение здесь и так плотное, а тут ещё две полосы перекрыли... » Напомним, асфальт начал разрушаться на ул. Большевистской возле котлована под комплекс «Снежная миля» ещё в начале ноября прошлого года. Уже тогда застройщика попросили принять меры. «На месте стройки нужно было регулярно делать геологический мониторинг – наблюдать за состоянием грунта и зданий, расположенных вблизи котлована, – пояснил Владимир БЕЛОБОРОДОВ, и. о. начальника инспекции Государственного строительного надзора НСО. – Но выполняла ли его компания и если да, то в достаточном ли объёме? Ответы на эти вопросы мы получим после экспертизы в начале апреля». О возможных трудностях во время строительства делового центра застройщика предупреждали заранее: ведь рядом с огромным котлованом, вырытым под стройку, протекает река Обь. Поэтому грунтовые воды в этом месте образуют сложный поток, целую подземную реку. На её пути и встал фундамент будущей «Снежной мили». «В первоначальном проекте этот момент учитывали, – пояснил Владимир Белобородов. – Фундамент должен был крепиться на сваях с опорой на скальный грунт. Но затем застройщик изменил проект. И вместо прочной конструкции со сваями решил применить другую, более простую технологию». В итоге подземные потоки поменяли направление, грунт уплотнился, асфальт «просел». После вмешательства МЧС, геологов, прокуратуры и местных властей стенки котлована дополнительно укрепили, чтобы избежать дальнейшего разрушения. В бетонные блоки вбили подпорки из металлических труб. А две полосы федеральной трассы на расстоянии 150 метров отгородили бетонными блоками. Трещиной на улице Большевистской заинтересовалась и прокуратура: генподрядчика скандальной стройки на этой неделе вызывают в суд. Как сообщили в инспекции Госстройнадзора НСО, ему грозит штраф от 50 до 100 тыс. рублей либо приостановка строительства на 3 месяца. Сам застройщик считает: причиной разлома улицы стали именно грунтовые воды, а не строительные работы. «Прежде чем начать стройку, мы предоставили проект на экспертизу, и он её прошёл, – пояснил Евгений ГРИБОВ, владелец компании-застройщика МФК «Снежная миля». – Подпорную стенку рабочие возвели, не нарушая технологии. Но неожиданно из-под земли пошёл поток грунтовых вод, который абсолютно не был отражён в геологии». На днях свою версию о причинах происшествия озвучит и прокуратура, которая сейчас проводит проверку, чтобы выяснить – действительно ли застройщик выполнял строительные работы, не нарушая законодательства. По словам Евгения Грибова, причину трещины устранили, отвели воду, остановив вымывание грунта. Сейчас поток влаги, минуя котлован, уходит в ливневую канализацию и дальше – в Обь. Ранее Анатолий Локоть, мэр Новосибирска, заявлял, что не исключает вариант полной остановки строительства. Глава областного Госстройнадзора Валерий Анищенко предлагал и вовсе засыпать котлован. По его мнению, это сейчас самое оптимальное решение проблемы. Дачники на подходе Движение транспорта по всем полосам магистрали в мэрии пообещали открыть до 22 апреля. К Дню рождения Ленина трещину на Большевистской должны ликвидировать. Ремонт дороги оплатит застройщик «Снежной мили». Но легче от этого автомобилистам не станет – к основному потоку машин в сторону южного выезда из города скоро прибавятся ещё и дачники. «С конца апреля в сторону Бердска по пятницам вечером пробка растягивается обычно от автовокзала до разъезда Иня, – вспоминает Антон ЛЕДЕНЁВ, житель Первомайского района. – Из центра до дома добираюсь полтора часа». На этой магистрали и до трещины были вечные пробки. Причём в час пик плотность машин измерялась от 8 до 10 баллов. Эксперты и общественники предлагали разные варианты, чтобы разгрузить дорогу: построить в сторону Академгородка монорельс и пустить трамвай, продлить метро, сделав надземную «ветку», и даже построить канатную дорогу параллельно Бердскому шоссе, по которой бы перемещались по воздуху кабины-маршрутки. Но дальше идей дело так и не пошло. Срок – три года Александр МЫСИК, директор МУП «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений»: – После ремонта повреждённого участка на Большевистской за новостройкой и дорогой нужно будет наблюдать ещё как минимум 3 года. В течение этого времени, возможно, грунт ещё будет неустойчивым. Для дорожного покрытия будет лучше, чтобы застройщик как можно быстрее достроил здание и там больше не зияла огромная яма. Остановить строительство и законсервировать котлован нельзя, потому что процесс этот долгий. Но такое предложение тоже рассматривается, хотя лично я такое мнение и не разделяю.

Большевистский разлом. Почему асфальт «поплыл»?
© АиФ-Новосибирск