В Казахстане возник ажиотажный спрос на автомобили местной сборки
АСТАНА, 22 апр — S utnik, Катерина Клеменкова. С начала этого года на отечественном автомобильном рынке наблюдается интересное явление: продажи новых машин в нашей стране падают (по сравнению с первым кварталом прошлого года продажи сократились на 28,2%), при этом местные автопроизводители рапортуют об увеличении производства, причем не на сколько-то там процентов, а сразу в четыре раза. Что происходит? За прошедшие три месяца в Казахстане выпущено 3 405 транспортных средств (включая легковой, грузовой транспорт, автобусную и специальную технику) — это в 4 раза больше, чем за первый квартал прошлого года. Всего в стране выпущено автотранспорта на сумму 16,4 миллиарда тенге, об этом сообщил Союз "КазАвтоПром". Интересно, что больше всего вырос объем выпуска легковых автомобилей – их выпустили в 7 раз больше, достигнув значения в 3095 экземпляров (против 428 машин годом ранее). Выпуск грузовых автомобилей по итогам января-марта 2017 года уступил прошлогоднему показателю на 31,6% — всего произведено 169 грузовиков. Объем производства автобусной техники сохранился на прежнем уровне — 27 единиц. Впрочем, стоит отметить, что пока это не столько рост, сколько постепенное возвращение к докризисным показателям. Сравните цифры: в январе-феврале 2015 года на усть-каменогорском заводе "АЗИЯ АВТО", на долю которого приходится больше 80% машин казахстанского производства, было собрано 3 657 автомобилей и это было на 34,4% меньше по сравнению с результатами 2014 года в январе-марте 2016 года в Казахстане с конвейеров сошло всего 839 экземпляров различной автотехники. Намечался даже дефицит "После двухлетнего спада продаж и производства итоги I квартала 2017 года принесли позитивные новости. Выпуск автомобилей в Казахстане растет третий месяц подряд, продажи показывают рост на протяжении двух кварталов, — объясняет председатель правления Союза предприятий автомобильной отрасли "КазАвтоПром" Олег Алферов. — Причем спрос на автомобили локальной сборки восстанавливается гораздо быстрее рынка в целом. Если год назад лишь 19% покупателей выбирали предложения казавтопрома, сегодня каждый третий приобретаемый в стране автомобиль, имеет казахстанское происхождение". Как утверждает Алферов, рыночный маятник наконец-таки развернулся в направлении восстановления спроса и отечественные автозаводы находятся чуть ли не на пике продаж. Результаты настолько хороши, что казахстанцы столкнулись с дефицитом на продукцию отечественных автозаводов, из-за чего производители вынуждены были увеличить выпуск сразу в четыре раза. В скобках заметим, что это все на фоне кризиса, падающего рынка и роста цен. "Сегодняшнее превышение темпов роста производства над темпами сбыта лишь отражает усилия производителя сократить разрыв между спросом и предложением. Дело в том, что в 2016 году объемы выпуска на конвейерах казахстанских автозаводов сократились до минимума в 11 тысяч единиц. Темпы производства откатились до уровня 2011 года. Тем временем потребительская активность медленно, неустойчиво, но восстанавливалась — в IV квартале возобновился рост расходов казахстанцев на приобретение автомобилей — они достигли 870 миллионов долларов по итогам года, — продолжает Алферов. — В результате по целому ряду наиболее востребованных на рынке продуктов сложился дефицит. Речь, прежде всего, о бюджетных автомобилях брендов LADA, KIA и Skoda". Средний чек за авто — 8 миллионов тенге Впрочем, сейчас дефицита нет, так как темпы роста производства превысили темпы роста продаж. Сбыт отечественных автозаводов с начала года составил 2587 единиц, что на 25,4% выше прошлогоднего значения. По предварительным данным, 204 автомобиля были отправлены на экспортные рынки, что составило 7% совокупного сбыта отечественных автозаводов. Рейтинг наиболее востребованных брендов легковых авто казахстанской сборки по итогам I квартала 2017 года возглавляет LADA. На ее долю приходится более половины продаж, что в абсолютном выражении составляет 1303 машины. Пятерку лидирующих марок составили также KIA (379), Hyundai (233), Chevrolet (189) и JAC (148). Список брендов, предлагаемых отечественными предприятиями, дополнили Skoda (43), SsangYong (37), Peugeot (16), Geely (13) и Toyota (3). Рост продаж в первом квартале дал основания автомобильным компаниям надеяться на рост реализации машин и в течение года, подчеркнули в союзе автопроизводителей. При этом средняя стоимость легкового автомобиля в период I квартала 2017 года составила 7,8 миллионов тенге. В рамках госпрограммы льготных автокредитов было реализовано 257 автомашин, или 8,3% от общего числа проданных легковых автомобилей локальной сборки.