ФАС просят установить курс руля
В России может быть установлена минимальная цена на обучение в автошколах — соответствующее предложение в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) направила Межрегиональная ассоциация автошкол, аналогичное обращение готовит и ДОСААФ. Автошколы подсчитали, что стоимость курсов по подготовке водителей категории B в Москве не может быть ниже 46 тыс. руб., а курсы по 15–20 тыс. руб., с их точки зрения, по сути, незаконные. Реакция ФАС России на эту инициативу пока неизвестна, но ранее тюменская антимонопольная служба назвала «картелем» и «заговором против потребителей» попытку автошкол договориться о единой цене. Межрегиональная ассоциация автошкол (МААШ) обратилась с письмом к руководителю ФАС Игорю Артемьеву с просьбой установить госрегулирование тарифов «на реализацию образовательной деятельности по профессиональному обучению водителей транспортных средств». Соответствующую норму МААШ предлагает включить в проект закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», который разрабатывает ФАС: документ определит, в каких отраслях может быть введено государственное ценовое регулирование. Аналогичное письмо в ФАС собирается направить и ДОСААФ, где также готовят водителей. Из расчетов МААШ следует, что себестоимость подготовки кандидата водителя на категорию B на примере Москвы и области не может быть меньше 33,2 тыс. руб. Для расчета брались следующие данные: автошкола готовит в среднем 300 человек в год, арендует помещение 80 кв. м, при этом каждый кандидат получает положенные 134 часа обучения теории и 56 часов практики. 70% затрат приходится на зарплату администраторов и преподавательского состава. Рекомендованная МААШ минимальная цена обучения одного человека, включая 20% рентабельности, 5% «расходов на развитие» и 10% на «непредвиденные расходы», составляет 46 тыс. руб. В других регионах цена будет иной, ее предлагается рассчитывать по определенной формуле. Установление минимальной цены обучения, пояснила “Ъ” президент МААШ Татьяна Шутылева, необходимо для завершения реформы образования водителей, которая идет уже несколько лет. В августе 2014 года, напомним, вступили в силу новые, более жесткие требования к автошколам, площадкам и учебным классам. Соблюдение этих требований проверяет ГИБДД, выдавая автошколам заключения (без них нельзя работать). Но недобросовестные автошколы требований не выполняют, пользуясь пробелами в законах, пояснила “Ъ” Татьяна Шутылева. Учреждение, к примеру, заключает годовой договор аренды земли площадки или класса, вносит месячный платеж, а потом, получив заключение, договор разрывает. Инспекторы, даже если знают об этом, отозвать заключение не имеют права, а дополнительных проверок не проводится. Автошколе также нужна лицензия Рособрнадзора, но она действует бессрочно, проверки проводятся редко. Дальнейшая экономия достигается за счет урезания курса вождения до 10–30 часов при официальном минимуме 56 часов, рассказывает Татьяна Шутылева. В итоге конечная цена обучения доводится до 15–20 тыс. руб. в Москве, при этом «демпингуется весь рынок». В ФАС России инициативу МААШ пока не комментируют. В 2012 году союз автошкол Тюменской области (объединяет 19 организаций) договорился о единой минимальной цене — 25 тыс. руб. за водительский курс, но региональное управление ФАС России увидело в этом картельный сговор и «заговор против потребителей», оштрафовав часть организаций. «Сейчас в Москве ценовая вилка — от 20 тыс. до 46 тыс. руб. для категории B,— говорит глава московского центра подготовки водителей при государственном колледже №21 Борис Багдасарян.— Люди, которые не разбираются во всех тонкостях, выбирают, естественно, более дешевый вариант, получая некачественную услугу». Глава Челябинской областной ассоциации автошкол Андрей Николаев считает, что реализовать идею МААШ будет очень сложно. По его словам, сейчас автошколы активно применяют схему, когда теорию преподают не в классе, а методом «дистанционного обучения». «Человеку за 2–3 тыс. руб. дают доступ к сайту, где он должен изучить теорию,— пояснил “Ъ” господин Николаев.— Его никто не контролирует, это не полноценное обучение, оно не может заменить общение учеников с преподавателем. Не изучаются основы законодательства и оказание первой медпомощи, люди зазубривают билеты и сдают кое-как экзамен в ГИБДД». Такая схема, говорит он, позволяет снижать цену курса до 30% (за счет отказа от аренды классов и найма преподавателей). При этом запрет дистанционного обучения нигде не закреплен, говорит он, автошколы обращались за разъяснением в Рособрнадзор, и тот подтвердил возможность применения такой схемы. «Сначала надо закрепить нормативно обучение только в классах,— говорит господин Николаев.— А потом можно устанавливать ценовой коридор». Соучредитель одной из столичных автошкол Константин Лейбовский считает: в Москве можно, соблюдая все правила, организовать курс и за 30 тыс. руб. «Если закрепить минимальную цену, это приведет к массовому оттоку учеников из автошкол из крупных городов в регионы, где эта услуга будет, очевидно, дешевле»,— полагает он. «Автошколы сами договориться друг с другом не могут, поэтому пытаются договориться с регулятором,— говорит старший научный сотрудник РАНХиГС, эксперт по антимонопольному регулированию Вадим Новиков.— Это частая практика, при этом если цена в итоге фиксируется, то она, как правило, завышенная, а не минимальная по рынку». Если будут существовать граждане, желающие получить свидетельство об окончании курсов, а не научиться нормально водить, они пойдут в ту автошколу, где дешевле и меньше часов обучения. Спрос на подобные услуги автоматически родит и предложение.