Замену бумажных ПТС на электронные могут отложить до 2018 года
Как стало известно RT, автодилеры просят Минпромторг отложить до 2018 года «выдачу» электронных паспортов транспортных средств, которые должны прийти на смену бумажным ПТС с 1 июля. Дилеры отмечают, что даже если систему успеют доработать технически, понадобится время для её тестирования. Оператор «Электронного паспорта» против отсрочки не возражает, но уверяет, что система полностью готова.
Требуется отсрочка
Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» направила в Минпроторг России предложение по переносу срока запуска системы «Электронных паспортов транспортных средств» (ЭПТС). В ассоциации отмечают, что систему, которая должна заработать с 1 июля 2017 года, нужно дорабатывать и тестировать, поэтому её введение необходимо отсрочить до 1 января 2018 года. Об этом RT рассказал президент РОАД Олег Мосеев. «Скорее всего, у нас технически система будет готова уже в июне, однако есть ряд нерешённых задач — нужна доработка функционала системы, — поясняет Мосеев. — Мы попросили оператора системы, например, изменить алгоритм взаимодействия с банками по тем ТС, которые продаются в кредит, добавить в систему сведения о нахождении ТС в залоге, предусмотреть возможность для лизинговых компаний накладывать ограничения на регистрационные действия. Но главное — нужно время на отработку взаимодействия между поставщиками, дилерами, банками и клиентами. Если систему запускать в июле, то для потребителей и для бизнеса это будет сложно. Надо успеть заключить соглашение, получить электронную подпись и т. д. Что касается потребителей, то для них пока нет чёткой инструкции, как авторизоваться в системе и пользоваться ей. Но, скорее всего, потребители смогут продавать и покупать автомобили даже без учетной записи в системе, так что у них проблем возникнуть не должно». Внедрение ЭПТС проводится в рамках соглашения, заключённого странами Евразийского экономического союза. По словам президента РОАД, вопрос об отсрочке введения ЭПТС должен обсуждаться с Белоруссией и Казахстаном. «Не думаю, что они будут против. Насколько мне известно, там тоже не успевают всё подготовить в срок», — отмечает Мосеев. В ОА «Электронный паспорт» отмечают, что предложение РОАД о продлении переходного периода, когда наряду с электронными паспортами будут оформляться бумажные, может быть принято только по решению ЕЭК. «В Российской Федерации завершаются работы по принятию национальной нормативной правовой базы. В других государствах-членах ЕАЭС этот процесс запаздывает. С учетом различного уровня готовности к внедрению электронных паспортов российских автопроизводителей потребуется дополнительное время, чтобы участники авторынка могли успеть перестроиться, — заявил RT директор департамента научно-технической деятельности ОА «Электронный паспорт» Борис Ионов. — Многие дилеры имеют слабое представление о своей роли в электронных паспортах, при том что, как определено проектом постановления правительства, их участие носит добровольный характер, а ещё им нужно время потренироваться, потестировать. Нужно и собственникам-физлицам разобраться каким образом они будут использовать эти паспорта. Так, если они не хотят, могут не использовать электронный паспорт, а при желании могут стать участником создания истории своего автомобиля». Как пояснили RT в Минпромторге, решение о продление переходного периода параллельного оформления электронных и «бумажных» паспортов транспортных средств может быть принято Коллегией ЕЭК по результатам оценки готовности остальных государств-членов Евразийского экономического союза. При этом в ведомстве отмечают, что Россия будет готова к запуску систем электронных паспортов до 1 июля 2017 года. «Все нормативные акты, необходимые для полноценного введения электронных паспортов транспортных средств находятся на завершающей стадии согласования и планируются к принятию в самое ближайшее время», — уверяют в Минпромторге.
Вопросы остаются
Ранее СМИ писали, что с просьбой перенести срок запуска ЭПТС в правительство обращались и автопроизводители, которые отмечали, что к системе пока есть много вопросов — от передачи прав собственности и оформления импортированных ТС до необходимости оформления электронной цифровой подписи для владения автомобилем и налаживания взаимодействия с ФТС. Автопроизводители выражали опасение, что запуск системы в июле грозит отрасли коллапсом. Тем не менее, соответствующее постановление правительства «О введении в Российской Федерации электронного паспорта транспортного средства и электронного паспорта шасси транспортного средства» ещё не подписано — участники авторынка ожидают, что это произойдёт в конце мая. В середине апреля замминистра промышленности и торговли РФ Александр Морозов, выступая на Конвенции российских автомобильных дилеров, заявил, что выдача ЭПТС стартует по плану с 1 июля. О возможном переносе сроков старта работы системы чиновник не упоминал.
Электронное прошлое
Напомним, что ЭПТС должен отличаться от существующего сейчас бумажного варианта документа расширенным функционалом: будет больше информации как о самой машине, так и о её владельце. В базе данных будут указаны все предыдущие собственники ТС с их СНИЛС, ИНН, телефонами и электронной почтой, отображаться все ДТП, в которые попадало транспортное средство, данные о пройденных техосмотрах, выплатах ОСАГО и КАСКО, информация по автокредитам, нахождению в залоге и т. д. За счёт этого, как считают в ГИБДД, автомобиль с прозрачной историей в ЭПТС будет иметь значительное преимущество при продаже на вторичном рынке, поэтому будет пользоваться у автолюбителей спросом. В обязательном порядке электронные ПТС будут выдаваться только на новые автомобили. Менять выданный ранее бумажный ПТС на электронный будет необязательно: автовладельцы смогут до конца срока жизни машины ездить с бумажным документом.