Жители Алеппо мечтают восстановить коллекцию ретроавтомобилей

Коллекционеры старинных автомобилей из сирийского Алеппо мечтают отремонтировать свои раритеты – многие из них стоимостью в десятки тысяч долларов повреждены обстрелами боевиков.

Жители Алеппо мечтают восстановить коллекцию ретроавтомобилей
© NewsTeam

Во время боев олдсмобиль приходилось перепрятывать

Старинная машина останавливается на фоне знаменитой цитадели Алеппо, моргает фарами. Это раритетный "Олдсмобиль" 1960 года выпуска. Ее хозяин, коллекционер Хайрабит Нарсесян, уверен: его "Олдсмобиль" — такая же городская достопримечательность, как и старинная крепость. Он давно привык к повышенному интересу и журналистов, и простых туристов, и горожан. "Моей любимице 57 лет… Я принял ее от своего отца. Даже если мне за каждый год дадут по тысяче долларов, я и то не буду думать о ее продаже. Абсолютно все детали оригинальные: восьмицилиндровый двигатель, свечи, гидроусилитель руля, кондиционер. Этот автомобиль — моя гордость. Такого нет ни у кого в Алеппо", — говорит Нарсесян. Эта машина находится в прекрасном техническом состоянии и проедет еще не одну сотню километров по дорогам Сирии. Он пережил десятилетия эксплуатации, но вполне мог не пережить войну в самом Алеппо. "Когда в городе шли бои, я очень боялся, что в нее попадет снаряд. Потому что снаряды падали буквально везде. Я ее постоянно прятал и перепрятывал в различных надежных местах. Если бы она пропала, то это была бы ужасная потеря. Ведь это все равно, что мой ребенок", — признается Нарсесян. Боевики могли украсть машину для продажи или просто уничтожить.

Автораритеты превратились в автохлам

Его собрату по увлечению, коллекционеру Мухаммаду Анису, не повезло. Многие машины из его собрания серьезно пострадали. Например, "Меркури Монтклер Фаэтон" — весь в дырах от осколков. "Кадилак" 1947 года выпуска, на котором после освобождения Сирии от французов ездил президент страны Шукри аль-Куатли – сейчас у него выбиты стекла. В раритетный "Гудзон", выпускать которые прекратили в пятидесятых, попали пули. Мухаммад растерянно ходит между своими железными питомцами и сокрушается: не уберег, не углядел. "У меня сердце обливается кровью, когда я вижу мои машины в таком состоянии, — признается он. "Я влюбился в машины, когда еще был совсем маленький. У моего отца была машина 1947-го года, и я готов был рвать на себе одежду, лишь бы только меня посадили за руль. Я хочу восстановить эти машины и передать их моим детям", — добавил он. У каждого экспоната — своя даже не история, а душа, которая помнит предыдущих владельцев. Некоторые автомобили Мухаммад выкупил у представителей королевских семей стран Ближнего Востока и Персидского залива. Перелистывая глянцевый буклет, хозяин коллекции показывает, как автомобили выглядели до захвата Восточного Алеппо исламистами: "Шевроле", "Гудзоны", "Фольцвагены", "Ситроены". Многие из них превратились в металлолом. Восстановить их будет очень трудно. Но Анис не сдается – ничто не заставит коллекционера порезать его машины на металл, как раньше никакие деньги не могли заставить продать хотя бы один экземпляр.

План — организовать музей

Во время освобождения Алеппо коллекция Аниса попала на глаза некому французскому журналисту. Он очень хотел услышать, что машины пострадали от действий авиации. Все закончилось тем, что коллекционер и его соседи чуть не выгнали журналиста. "Французский корреспондент стал задавать мне наводящие вопросы: ну скажите, ведь это же русские самолеты разбомбили автомобили. Я тогда разгневался и говорю ему: посмотрите на дома. Здесь они целые. Неужели вы думаете, что самолет способен уничтожить коллекцию машин и не тронуть дом?!" — возмущается сосед Аниса, Нихад Султан. Мужчины сказали французу, что он "некультурный человек", но разрешили посмотреть автопарк, только когда он сменил тему. В районе, где живет Анис, давно не стреляют. А это значит, что пришло время думать, что делать с железными останками. Анис рассказывает, что у него есть план: найти инвестора, который займется наиболее сохранившимися машинами, чтобы со временем превратить их в городской музей автостарины. А если какую-то дырку не удастся залатать — то пусть напоминает посетителям музея, что пришлось пережить в Алеппо и машинам, и их владельцам.