Войти в почту

Транспорт требует комплексного подхода

В конце мая в Новосибирске пройдет VI Международный форум «Транспорт Сибири» — одно из ключевых событий отрасли для специалистов и экспертов, власти и бизнеса на территории Сибирского федерального округа. В преддверии форума о вопросах, стоящих перед дорожно-транспортной отраслью, и задачах, которые требуют оперативного решения, рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский. — Каковы приоритетные задачи развития дорожной сети Новосибирской области? — В качестве залога экономического успеха Новосибирской области рассматривается создание транспортного каркаса Новосибирской агломерации, а в качестве приоритетного направления дорожной отрасли правительство региона определило строительство автодорожных обходов Новосибирска, а также строительство и реконструкцию автодорог в его 50-километровой пригородной зоне. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В 2011 году было завершено строительство автомобильной дороги федерального значения Северный обход, позволившей связать маршруты западного направления со стороны Омска и восточного направления — Кемерово и Красноярска. В 2013 году было начато строительство первого этапа автомобильной дороги федерального значения Восточный обход Новосибирска на первом 20-километровом участке, призванной соединить автомобильную дорогу Р 255 «Сибирь» с дорогой федерального значения Р 256 «Чуйский тракт» и обеспечить выход на страны азиатского региона — Монголию и Китай. Кроме того, в 2014 году начата реализация проекта реконструкции до параметров первой технической категории 30-километрового участка автомобильной дороги федерального значения Р 254 «Иртыш», призванной обеспечить пригородную зону Новосибирска современной дорожно-транспортной инфраструктурой и обеспечить беспрепятственный транзит автотранспорта на подъезде к Новосибирску со стороны Омска. Дополнительным инструментом формирования транспортного каркаса Новосибирской агломерации и приведения в нормативное и безопасное транспортно-эксплуатационное состояние ее автомобильных дорог на ближайшее десятилетие станет приоритетный проект стратегического развития «Безопасные и качественные дороги». В рамках областной госпрограммы по развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области направляются значительные средства на объекты стройки, реконструкции и все виды ремонта. Также среди приоритетов минтранса — приведение в нормативное состояние маршрутов, по которым проходит движение школьных автобусов в сельской местности, поскольку безопасность обучающихся находится на контроле правительства региона. — Каков объем дорожного фонда Новосибирской области в 2017 году и как он будет распределяться по видам работ? — Дорожный фонд составляет чуть более 11 млрд руб. В эту цифру входят межбюджетные трансферты из федерального бюджета в объеме 1,29 млрд руб., направленные на софинансирование мероприятий приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» (1 млрд руб.), а также на обустройство сельских населенных пунктов дорожными объектами (296,5 млн руб.). Капитальные вложения из средств Дорожного фонда в объекты государственной и муниципальной собственности в 2017 году составят 2,53 млрд руб., на содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений будет направлено 3,14 млрд руб., на планово-предупредительный ремонт автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них — 677,2 млн руб., на капитальный ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений общего пользования — 373,3 млн руб., на ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений общего пользования — 499,6 млн руб. Субсидии местным бюджетам, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений, утверждены в объеме 2,45 млрд руб. — В регионе планируется создать концепцию дорожного сервиса. Чья это инициатива и в чем ее суть? — Новосибирская область нуждается в многофункциональных объектах дорожного сервиса, обладающих полным комплексом услуг: от АЗС и автостоянок до пунктов питания и отдыха. Причем особое внимание необходимо обратить на стоянки автотранспорта с опасными грузами. Именно поэтому концепция размещения многофункциональных комплексов дорожного сервиса является актуальной для автодорог федерального и регионального значения. Разработку документа ведет минтранс совместно с Территориальным управлением автомобильных дорог региона по решению совета по инвестициям Новосибирской области. Сейчас мы готовим две карты. На одной из них будут представлены существующие объекты дорожного сервиса, развивающиеся и вновь строящиеся — где инвестор уже есть. На второй карте будут отражены места, где по нормативным требованиям возможно размещение объектов дорожного сервиса. — Что делается для повышения качества пассажирских перевозок? Каковы итоги транспортного обслуживания населения за 2016 год? — Основным направлением деятельности минтранса Новосибирской области в сфере организации пассажирских перевозок является реализация мероприятий госпрограммы «Обеспечение доступности услуг общественного пассажирского транспорта для населения на 2014–2021 годы». Развитие транспорта требует комплексного системного подхода. Сегодня все районы и крупные муниципальные образования Новосибирской области охвачены транспортным сообщением. В сельских муниципальных районах области действуют 517 автобусных маршрутов: 420 — внутрирайонных, 36 — межмуниципальных, 61 — городской. В летний период для перевозки пассажиров к садово-дачным обществам и кооперативам дополнительно организуется 32 маршрута, на которых задействовано 82 автобуса. В 2016 году перевозчики в муниципальных районах с помощью федеральных программ утилизации изыскали возможность приобрести 16 автобусов на общую сумму 38,7 млн руб. Перевод автотранспорта на использование газа в качестве моторного топлива считается одним из приоритетных направлений в работе пассажирского транспорта. В муниципальных районах общее количество автобусов, работающих на газомоторном топливе, в настоящее время составляет 361 единицу (62,3% от общего количества). С незначительным приростом объема пассажирских перевозок закончила 2016 год компания «Экспресс-пригород», отвечающая за пригородное железнодорожное сообщение. С вводом зимнего графика движения пригородных поездов на 2017 год перевозки осуществляли по будням — 67 пар пригородных поездов, по выходным — 52 пары. С вводом летнего расписания размеры движения увеличились и составляют по будням и выходным 77 пар. Пассажирские перевозки внутренним водным транспортом в пригородном сообщении на территории Новосибирской области вследствие незначительных объемов и сезонности работы рассматриваются как вспомогательный и социальный вид транспорта. Общая протяженность водных путей пассажирского сообщения по маршруту Речной вокзал — Седова Заимка составляет 50 км. — Какие бюджетные ассигнования регион направляет на обеспечение доступности общественного транспорта для населения региона? — По итогам 2016 года на эти цели было направлено 2,52 млрд руб. или на 25,1% больше, чем в 2015 году. Основной задачей регионального минтранса на 2017 год является сохранение доступности услуг общественного пассажирского транспорта для населения на уровне не ниже прошлого года. Плановый объем бюджетных ассигнований в сфере организации пассажирских перевозок составит 2,59 млрд руб. Прирост расходов областного бюджета составит 67 млн руб. Для обеспечения баланса экономических интересов перевозчиков и потребителей транспортных услуг на основе доступности услуг и обеспечения эффективности деятельности перевозчиков мы предлагаем 10 шагов по выводу отрасли из кризиса. Среди них внедрение тотального учета поездок льготников на всех муниципальных и межмуниципальных маршрутах для повышения эффективности расходования средств областного бюджета и перехода в дальнейшем на электронный учет не только поездок, но и выручки; возвращение к системе долгосрочных проездных билетов, только в электронной форме; возобновление оказания гос­поддержки на обновление автобусного парка и предоставление межбюджетных субсидий на приобретение автобусов для муниципальных перевозчиков. Это позволит повысить их конкурентоспособность на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров на муниципальных маршрутах. — Минтранс следит за ситуацией с нелегальными таксистами в регионе. Как изменилась она за последний год? Повлияло ли на ситуацию появление сервисов заказа такси в регионе? — За последние несколько лет рынок такси в технологическом плане претерпел существенные изменения. Активное развитие диспетчерских служб и агрегаторов привлекло в такси большое количество нелегальных перевозчиков. Как правило, это владельцы автомобилей, которые в свободное время выходят на подработку. При этом они не проходят медицинский осмотр перед выездом на линию, а их транспортное средство — технический контроль, автолюбитель не имеет регистрации в налоговых органах и, как следствие, бюджет не получает налоги. Минтранс Новосибирской области при содействии ГИБДД, МВД и Ассоциации таксомоторных перевозчиков Сибири проводит рейды с целью выявления нелегальных перевозчиков. С начала года за осуществление незаконной предпринимательской деятельности привлечено к административной ответственности 10 водителей, размер административного штрафа составляет до 2,5 тыс. руб. — Как оцениваете ситуацию в сфере речных перевозок? — Речной транспорт играет существенную роль в обеспечении межрегиональных перевозок в районы Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. По итогам заседания президиума Госсовета по вопросам совершенствования сети автодорог в Новосибирске президент России Владимир Путин подписал перечень поручений, в том числе по переориентации перевозок тяжеловесных и крупногабаритных грузов с автомобильного на железнодорожный и внутренний водный транспорт с целью обеспечения сохранности автомобильных дорог. Обслуживание пассажиров водным транспортом осуществляется по сезонному пригородному маршруту Речной вокзал — Седова Заимка. Минтрансом Новосибирской области ежегодно согласовывается размер провозной платы для пассажиров значительно ниже уровня экономически обоснованных тарифов, обеспечивающих безубыточность деятельности перевозчика. Также предоставляются льготы и преимущества по провозной плате в соответствии с законодательством Новосибирской области. В границах Ордынского района Новосибирской области ежегодно организуются пассажирские и грузовые перевозки на паромных переправах по внутрирайонным сезонным маршрутам р.п. Ордынское — с. Нижнекаменка и с. Спирино — с. Чингис. Водным транспортом доставляются в основном минерально-строительные грузы (щебень, гравий, бутовый камень, объекты промышленно-гражданского строительства, цемент, ЖБИ, нефтеналивные грузы). В Аппарате полномочного представителя президента России в СФО состоялось совещание по обсуждению вопроса реализации мер, направленных на переориентацию грузовых потоков с автомобильных дорог на внутренний водный транспорт. В качестве основной задачи развития водного транспорта в этом году определена модернизация Ташаринского грузового портового района. Развитие порта позволит решить проблему неразвитости рынка интегрированных транспортных услуг с участием речного транспорта. В первую очередь это касается организации эффективных мультимодальных перевозок. Помимо этого, порт Ташара рассматривается как объект, на базе которого может получить свое дальнейшее развитие Новосибирский речной порт в случае его переноса за пределы городской черты. — На этой неделе в Новосибирске пройдет VI международный форум «Транспорт Сибири». Какие вопросы будут обсуждаться на экспертных площадках? — По оценке экспертов, международный форум «Транспорт Сибири» является ключевой площадкой в масштабах Сибири для взаимодействия отраслевых участников транспортной индустрии, выработки инновационных стратегий и принятия решений для развития транспорта и транспортно-логистической инфраструктуры округа. За годы проведения форум доказал свою деловую жизнеспособность не только количеством действительно полезных и разноплановых мероприятий, но и высоким уровнем экспертов. Как и в прошлые годы, мероприятия форума охватят все сферы транспортного и дорожно-строительного комплексов — воздушный, железнодорожный, водный и грузовой транспорт, такси, транспортно-логистический комплекс, безопасность дорожного движения, науку, образование и кадры. — Какова главная тема форума? — Пленарное заседание в этом году будет посвящено транспорту будущего. Темы инноваций транспортного комплекса найдут отражение во всех мероприятиях деловой программы форума по каждой секции. В рамках секции воздушного транспорта впервые пройдет расширенное заседание экспертной группы по развитию авиации при полномочном представителе президента России в СФО. Мероприятия деловой программы по железнодорожному транспорту будут посвящены обсуждению перспектив комплексного транспортного обслуживания населения субъектов РФ и вопросам безопасности на железнодорожном транспорте. Наряду с перспективами развития транспортно-логистических технологий и инфраструктуры большое внимание будет уделено вопросам развития внутреннего водного транспорта, в соответствии с поручениями президента России, данными в августе 2016 года. Надеюсь, форум «Транспорт Сибири» позволит обеспечить широкое обсуждение вопросов с коллегами из различных регионов России, будет способствовать выработке эффективных мер по преодолению имеющихся проблем, налаживанию конструктивного делового партнерства и плодотворного сотрудничества в интересах благополучия жителей, как Сибири, так и России в целом. — Одновременно с форумом пройдет специализированная выставка TransSiberia. Что она будет собой представлять? — Это выставка достижений транспортной отрасли и дорожно-строительной техники для специалистов и экспертов отрасли, где можно будет ознакомиться с новейшими образцами техники. Общая площадь выставочной экспозиции в закрытом павильоне составит 7,2 тыс. кв. м. В выставке примут участие ведущие компании по производству и продаже складской и дорожной техники, а также организации, оказывающие весь спектр транспортно-логистических услуг. Подтвердили участие 35 государственных структур и коммерческих организаций Новосибирска, Москвы, Набережных Челнов, Томска, Твери, Нижнего Новгорода, Забайкальска, Челябинска, Кемерово, Екатеринбурга, Самары, Санкт-Петербурга, а также из Белоруссии. Беседовал Антон Вебер Приоритетные проекты развития дорожной сети Новосибирской области в 2017 году — Строительство путепровода через железную дорогу Омск — Новосибирск на 6 км автомобильной дороги Коченево — совхоз Коченевский в Коченевском районе; — Реконструкция автомобильной дороги «992 км „М-51“» Купино — Карасук в Татарском районе; — Строительство автомобильной дороги от с. Криводановка до Северного обхода Новосибирска в Новосибирском районе; — Строительство автомобильной дороги «Подъезд к п. Садовый» в Новосибирском районе; — Реконструкция автомобильной дороги Инская — Барышево — 39 км «К-19р» в Новосибирском районе; — Реконструкция автомобильной дороги Новосибирск — Кочки — Павлодар на участке Новосибирск — Ярково в Новосибирском районе; — Реконструкция автомобильной дороги Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий на участке 12–24 км в Новосибирском районе; — Реконструкция автомобильной дороги 1 км „Н-2123“ — Верх-Тула — Ленинское — ОБЬГЭС в Новосибирском районе; — Капитальный ремонт автомобильной дороги 60 км „К-09“ — Довольное в Каргатском районе; — Капитальный ремонт моста через реку Карасук на 5 км автомобильной дороги 178 км „К-17р“ — Быструха в Кочковском районе; — Капитальный ремонт автомобильной дороги 29 км „К-29“ — Заковряжино — Шипуново в Сузунском районе; — Капитальный ремонт автомобильной дороги 56 км „Н-3118“ — Чаинка — Тюменка в Купинском районе; — Капитальный ремонт автомобильной дороги 105 км „М-52“ — Черепаново — Маслянино в Маслянинском районе; — Капитальный ремонт автомобильной дороги 54 км „М-52“ — Завьялово — Факел Революции в Искитимском районе. В чем вы видите транспортный потенциал Новосибирской области? Сергей Максимов, президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири: — Одним из самых серьезных вызовов и одновременно окном возможностей для Новосибирска в долгосрочной перспективе будет проект нового «Шелкового пути», реализуемого под лозунгом «Один пояс — один путь». В Пекине на Форуме «Один пояс — один путь» президент России Владимир Путин заявил, что Россия намерена активно в нем участвовать. Проект «Шелкового пути» еще только начинает реализовываться и пока не все его маршруты (а их как минимум три) детально проработаны. В этой связи встает вопрос стыковки «Шелкового пути» и Транссиба, в том числе создания ответвления Урумчи — Хоргос/Достык — Барнаул — Новосибирск. Это позволит не только организовать еще одну ветвь транзита из начальной точки в конечную, но и формировать комплексные логистические схемы доставки грузов с перевалкой (разгрузкой и дозагрузкой) в крупных транспортных узлах Западной Сибири, в первую очередь — в Новосибирске. Позволит аккумулировать грузы из соседних регионов Западной Сибири для отправки в Китай и Казахстан и, наоборот, обеспечивать распределение прибывающих грузов. Существенно ускорить время прохождения и сократить совокупные транспортно-логистические издержки на маршрутах Новосибирск — Хоргос/Достык (Казахстан), Новосибирск — Урумчи, Новосибирск — Шанхай и других. Другим положительным эффектом станет межрегиональная производственная кооперация между высокотехнологичными промышленными региональными центрами России (Новосибирск), Китай (Шанхай), Европейский Союз, Казахстан, Южная Корея, Япония. Ситуация, когда «Шелковый путь», который рассматривается не только как транспортный коридор, но и как экономический пояс с формированием зоны свободной торговли на всем пути, пройдет в обход Сибирских и Уральских регионов России, может привести к их выпадению из глобальных логистических цепей поставок, сокращению их участия в международной кооперации. Таким образом, в перспективе 2050 года у Новосибирска есть две возможности: сохранить и упрочить свое положение в качестве крупнейшего транспортно-логистического узла Восточной части России, с активным включением в международные цепи поставок, или стать региональным транспортно-логистическим узлом, обслуживающим в основном потребности Новосибирской области. Все условия для реализации оптимистического варианта у нас есть, но надо приложить серьезные усилия. И основным конкурентом для нас здесь будет являться Казахстан, которому выгоднее, чтобы маршрут «Шелкового пути» проходил максимально по территории республики, и чтобы именно в Казахстане развивались транспортно-логистические узлы, обеспечивающие распределение грузов не только на саму страну, но и на регионы Западной Сибири. Данную проблему можно решить путем переговоров с казахстанскими партнерами, договориться не о конкуренции, а о кооперации и взаимовыгодном сотрудничестве при организации двух ветвей коридора «Шелковый путь». Евгений Янкилевич, генеральный директор АО «Аэропорт Толмачево» — Реализация программы развития региональных перевозок авиакомпании S7 Airlines с использованием нового типа региональных воздушных судов Embraer Е-170 позволит Новосибирску в ближайшей перспективе нарастить частоты авиасообщения с рядом сибирских городов. Органичное выстраивание стыковок региональных маршрутов с дальнемагистральными позволит привлечь дополнительные объемы трансферного пассажиропотока. На 2017 год планируется превысить объем в 1 млн трансферных пассажиров. Особенности формирования расписания позволят стыковать различные направления — региональные с региональными, региональные с магистральными, магистральные с магистральными. Очевидно, что в долгосрочной перспективе Новосибирск будет оттягивать на себя потоки пассажиров Московского авиационного узла, которые сейчас вынуждены следовать по не совсем географически логичным маршрутам. С развитием общероссийского и регионального рынков производства и торговли необходимость авиационных грузоперевозок будет расти и вместе с ней — роль аэропорта Толмачево как регионального грузового хаба. Для развития региональных авиаперевозок очень важны поддержка со стороны региональных властей, в том числе участие в программах субсидирования и решении вопроса транспортной доступности аэропорта Толмачево как сибирского авиационного хаба, а также усовершенствование существующих программ субсидирования. Второй важный момент — снижение ставок НДС для внутренних авиаперевозок. Кроме того, многое будет зависеть от сотрудничества S7 Airlines и АО «Аэропорт Толмачево» в части предоставления качественного обслуживания для растущего объема пассажиропотока. Это касается терминальной инфраструктуры, обеспечения наличия достаточных ресурсов, спецтехники для обслуживания растущего количества рейсов. Что касается развития грузовых авиационных перевозок, необходимо содействие региональных властей и российских авиационных властей по упрощению формальностей в части использования воздушного пространства РФ и выполнения полетов из/в аэропорт Толмачево иностранными авиакомпаниями, как с техническими, так и с коммерческими посадками.