Войти в почту

Жарко, долго и нет сдачи: чем живет городской транспорт Душанбе

ДУШАНБЕ, 24 мая — Sputnik, Иззат Латиф. На сегодняшний день жители Душанбе передвигаются по городу на основных видах пассажирского транспорта — автобусах, троллейбусах, маршрутных старрексах и такси. Раньше в Душанбе действовали частные такси по 3 сомони, которые ездили по маршруту №3 и №8. Удобно, быстро и без проволочек они довозили людей до дома или работы, но по приказу городской мэрии их запретили, считая, что местному населению будет удобно ездить на автобусах и старрексах. Но что считают сами пассажиры, ради которых и были произведены такие изменения? Шофер маршрутной такси Мурод Бахромов признается, что его огорчили запреты. "Никому наши такси не мешали, мы ездили по маршруту. Кто мог себе позволить, такой транспорт, тех мы и возили. За что нас запретили, тоже не знаю. Многие водители маршрутных такси опытные. Мы не позволяли себе на дороге превышать скорость, или нарушать правила", — рассказывает он. У Мурода дома четверо детей, жена не работает. "Детей кормить надо, одевать, обувать, за школу платить. Что делать дальше я не знаю. А у многих еще и машины закрыли и требуют 500 сомони. Шофера не знают что делать? Пусть тогда найдут нам другую работу", — считает он. Долго ждать По мнению жителя города Саида Низомова, такие такси убрали, потому что они мешали проезжать правительственным кортежам. "Эти такси были везде. Они, бывало, не соблюдали правила движения, но необязательно было их убирать. Надо было ужесточить правила их проезда, почистить их ряды, много было непрофессиональных водителей. В наш скоростной век, надо было подумать о людях, которые очень спешат. Таких много в нашей столице. Очень трудно без этих такси. Для людей со средним достатком они были в самый раз, да и водителей жалко. К огромному количеству безработных в нашей стране прибавились еще и они", — сетует он. По словам душанбинца Сафара Назарова, отмена частных такси привели к большим очередям на автобусных остановках и увеличению времени ожидания транспорта. "Завезли эти автобусы турецкой сборки. Сразу убрали такси по 3 сомони. Все время я, да и не только я, опаздываем на работу. Автобус никогда не едет наполовину пустой, он должен быть заполнен. Иногда по 7 минут, а иногда и все 10 стоит на остановках. Автобусы перегружены, народу много. Они узкие, передвигаться по салону очень сложно, а если он забит и вовсе невозможно. Поймите меня правильно, я не против автобуса, но он так долго едет. А на таких такси быстро доезжаешь до места", — жалуется молодой человек. Много людей Еще одной проблемой жители называют духоту в салоне. В жаркую летнюю погоду это становится особенно актуально. "Уже жарко, кондиционеры не включают. Внутри душно, воздуха не хватает. Конечно, кондиционер тратит дизель, но он необходим. Водители жалуются на то, что солярка и бензин дорогие, но в этом же не жители виноваты, а недобросовестные монополисты", — считает студент Имом Сангинов. Жители со средним достатком раздосадованы тем, что у них отобрали альтернативу передвижения по городу. "Забитые автобусы неудобные старрексы это не по мне, и таких как я много. Когда уже в городе будет нормальный общественный транспорт? Как надоели эти старрексы. Очень неудобно в них и садиться и выходить. Сажают в три ряда по 4 человека. Даже багажники устроили под пассажирские места. Иногда в старрексе 14 человек. Это ужас, а не транспорт", — считает Садаф Касымова. С ней согласен Вахид Самадов. "Я сам водитель со стажем и удивляюсь тому, что позволяют себе водители старрексов. В салоне громкая, режущая слух музыка. Многие пассажиры морщатся, но ничего не говорят. Машины долго простаивают на конечных остановках, ждут пока их машина наполнятся, пассажиры терпят и по дороге уже людям трудно ловить маршрутку", — говорит житель Душанбе. При этом пассажиры отмечают, что сотрудники Госавтоинспекции не штрафуют водителей старрексов и автобусов за перегруз. "За перегруз водитель должен платить штраф в 2000 сомони, из которых 60% уходит гаишнику, который такой транспорт остановил. Но ни разу ни один житель Душанбе не видел, чтобы эти машины останавливали. У них статус неприкосновенности", — шутит Николай Савельев. Ситора Оламова, сотрудник международной организации, рассказала, как коллеги из Казахстана и Кыргызстана положительно отзывались о душанбинских такси, называя их дешевыми и удобными. "А теперь их убрали. Недавно ко мне приезжали гости и я похвасталась нашим ноу-хау, новыми автобусами. Мы не стали брать такси. Они захотели покататься на автобусах. Там было не продохнуть, много народу, душно, всякие запахи. Мы долго добирались до места. Неудобно было после этого перед гостями", — говорит она. Нет общей культуры Однако далеко не все жители отпускают негативные комментарии по поводу транспортной реформы. "Что бы ни делала наша власть, народ вечно недовольный. Убрали частные такси по 3 сомони, пустили автобусы. Опять люди жалуются: тесно, неудобно. У нашего народа глаза жиром заплыли. Не умеют быть благодарными. У нас в стране очень хорошо с транспортом, а минусы есть и в развитых странах", — уверена Мухаббат Камилова. Жительница столицы РТ Алима Амонова мудро замечает, что дело не в автобусах и старрексах. "У нас нет культуры извоза. Водители хамят, грубят, превышают скорость, могут разговаривать по телефону во время езды, а в машине дети, женщины, старики. Но я ни разу, не видела, чтобы остановили автобус или старрекс, которые перегружены, и на большой скорости проезжают по городу. Это странно, но такси по 3 сомони, пока они были, останавливал каждый уважающий себя гаишник, чтобы содрать с них деньги", — говорит она. Некоторые признаются, что были рады тем, что в столице появились дешевые автобусы, вот только контроллеры почему-то не торопятся давать пассажирам сдачу. "Автобусы для меня — самый удобный вид транспорта. Но меня удивляет, что билетеры не дают сдачи. Проезд стоит 80 дирамов, но если ты даешь 1 сомони, сдачи не получаешь. И люди уже к этому привыкли. Они молчат. Я заикнулась насчет сдачи, так он на меня так посмотрел, что я больше об этом не заговаривала", — сетует Саида Восиева. По ее словам, водители старрексов поступают точно также. Если проезд стоит 1,6 сомони, а пассажир протягивает 2 сомони, то сдачи он не увидит, рассказывает она.

Жарко, долго и нет сдачи: чем живет городской транспорт Душанбе
© Sputnik Таджикистан