Войти в почту

ПАЗ стал лидером авторынка Украины

Продукция российского «Павловского автобусного завода» (входит в «Группу ГАЗ» Олега Дерипаски) в этом году доминирует на Украине в сегменте автобусов. Об этом свидетельствует отчет ассоциации автопроизводителей «Укравтопром», с которым ознакомились «Известия». ПАЗ выигрывает конкуренцию у местных производителей с большим отрывом, что, по всей видимости, и послужило поводом для наложения Петром Порошенко санкций в отношении «Павловского автобусного завода». За пять месяцев 2017 года автопарк Украины пополнили 120 новых автобусов марки ПАЗ. Это более чем вдвое превышает показатели за аналогичный период прошлого года, свидетельствует статистика ассоциации «Укравтопром». Автобусы из России лидируют по продажам на Украине. Только в мае продажи ПАЗа выросли более чем в 6 раз (40 шт.) по сравнению с аналогичным месяцем 2016 года. Ближайший конкурент — львовские автобусы «Электрон» — идут с глубоким отставанием: всего 23 машины продано за май (в прошлом году не продавались), и те в рамках единой госзакупки. Следом идут автобусы «Богдан» (22 шт.; +23%), «Атаман» (13 шт.; +22%) и «Рута» (7 шт.; -42%). 17 мая президент Украины Петр Порошенко своим указом ввел санкции в отношении ГАЗа, ПАЗа и КАМАЗа, что означает ограничение коммерческих операций компаний на Украине и заморозку активов подразделений компаний. Однако на объемах продаж ПАЗов эти меры пока не сказались. Официальный представитель «Группы ГАЗ» не смог пояснить, каким образом им удается преодолевать фактический запрет на реализацию своей техники. — У нас нет информации о том, каким образом украинским перевозчикам удается закупать автобусы ПАЗ после введения санкций, но мы не удивлены, что ПАЗ продолжает бить рекорды продаж на Украине. Наши автобусы остаются самыми популярными не только в России, но и на всем постсоветском пространстве, — рассказали в пресс-службе компании. В странах бывшего Советского Союза популярность «Пазика» объясняется наличием широкой сети распространения и доступностью автозапчастей, уверен автомобильный эксперт Вячеслав Субботин. — Конструкция у «Пазика» отточенная временем и многократной модернизацией. Если когда-то что и было проблемным, то эти узлы уже давно заменены иностранными комплектующими. И потом для бизнеса прежде всего важен коэффициент отказа техники. Так вот, у львовских автобусов этот показатель значительно выше. Скажем, из 100 машин 40-30 будут перманентно ремонтироваться, в то время как 90 из 100 «Пазиков» будут работать на маршрутах ежедневно. Еще немаловажен тот фактор, что конструкция «Пазика» изначально создавалась с учетом, так сказать, российских реалий. Поскольку в странах СНГ дороги если не хуже, то немногим отличаются от российских, не удивительно, что местные перевозчики предпочитают закупать более пригодную для них технику, — отметил эксперт. Один из участников поставок автомобильной техники на Украину предположил, что последствия санкций для ПАЗа наступят позже. — Санкции вступили в силу только месяц назад. Вполне возможно, что такой результат получился только благодаря ранее законтрактованным машинам и тем стокам, что сейчас есть у продавцов, — заметил собеседник. Впрочем, украинские поставщики ранее уже опробовали способы обхода запретительных санкций. В 2016 году украинские журналисты обвинили местную компанию «Радиал-Украина» в том, что она обманным путем продвигала в госзакупках российскую технику под видом местной. Автобусы «ПАЗ-4234» модернизировались местной компанией: заменялись сидения, устанавливались ремни безопасности, сигнальные маячки и прочие мелочи. После этого автобус получал наименование «ПАЗ Мрія», что обеспечивало ему беспрепятственный доступ в госзакупки.

ПАЗ стал лидером авторынка Украины
© ИЗВЕСТИЯ/Сергей Шахиджанян