Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Бортжурнал
ПДД
Экзамен

Черная "Волга" особого назначения

Наш рассказ о том, как обстояло дело с персональными автомашинами, а также тех, кто находился за рулем во времена СССР.
Черная "Волга" особого назначения
Фото: Sputnik АрменияSputnik Армения
Автомобили главных партийных бонз отличались от всех прочих прежде всего номерными знаками. Из других различий можно выделить ухоженность, преимущественно черный окрас, многообразие дополнительных звуко-осветительных устройств и ту любопытную особенность, что занимающие обычно переднее сиденье начальники, смотрели только вперед, а отводили глаза в сторону в случае, когда движение автомобиля останавливал красный свет. Таким образом хозяева персональных авто напоминали императора Микадо Хирохито, при явлении которого почетный караул вставал к нему спиной, чтобы не, не дай Бог, не посмотреть на лицо небесного происхождения в упор.Все это, включая специфическое отношение к лимузинам со спецномерами, выделяет их в отдельную транспортную линейку, но чего стоили эти тонны полированного металла без рулевых. Тут от общего переходим на личности и назовем патриарха водительского корпуса всея Армении Атома Арутюняна.
По Еревану тех лет ездила от силы пара-другая десятков вызывавших относительное уважение автомашин. Понятно, что лучшая из них возила первого человека республики, но тогда для нас, пацанов, он был двадцать первым, а первым как раз тот, кто сидел за рулем чуда советского автомобилестроения.
Рассматривать уста-Атома во всех подробностях позволяла смешная по нынешним меркам скорость представительской "ЗИС-110" и пришедшей ей на смену "Победы". И тогда, заглядывая в салон, нетрудно было понять: в каждом, кто находится с руководящей персоной в прямом, долговременном контакте, пробуждается ощущение собственной значимости и, тот, кто уста-Атома видел, это безусловно подтвердит. Правда, в данном конкретном случае основанием для повышенного самоуважения являлось и другое: водитель первого секретаря был признанным чемпионом по игре в нарды и даже автором учебного пособия для этой игры.Следующую ступень в шоферской иерархии занимали водители главы правительства, Верховного Совета, второго и последующих секретарей ЦК. Работники аппарата знали многих водителей в лицо, общались с ними со сдержанной фамильярностью, но разговаривать на "вы", а тем более, называть по имени-отчеству никому не приходило в голову. Пока не прибыл из Москвы назначенный вторым секретарем ЦК и, называя своего шофера Ерджаником Рубеновичем, не выставил его на всеобщее посмешище.
Пополнением и обновлением автопарка руководящих учреждений Армении занимались управления делами и Совета министров СССР, где к заявкам на машины черного цвета относились с пониманием, хотя для солнечной Армении куда уместны были бы как раз светлые тона. Однако, черная "Волга" с большой мигающей фарой на переднем бампере задвинула далеко назад белоснежную красавицу пусть даже с тремя фарами на крыше.
Время от времени в Ереван перегоняли лимузины так называемого представительского класс — для первых лиц республики и обслуживания высокопоставленных гостей. Это были "Чайки", переделанные позже в "ЗИЛ-ы", выросшие в свою очередь из "ЗИМ-ов". Модифицированные, модернизированные, унифицированные, все они походили друг на друга одним — напоминали танк во фраке. "Слишком комфортабельно для грузовика"- сказал как-то раз по поводу "ЗИМ-а" Форд.
Руль от гостевых автомашин доверялся самым опытным и проверенным во всех отношениях (включая отношения к спиртному) водителям. Выпивох не держали, но исповедующие принцип: "Пить можно — попадаться нельзя" встречались.Работа на "гостевых" машинах имела много плюсов, но перечеркивалась одним серьезным минусом — отсутствием постоянного "хозяина", который, если попадался совестливый, мог бы помочь водителю во многих житейских делах. А так, что ни неделя, то новый начальник-пассажир
Спросить, тем более просить, не говоря уже о том, чтобы вступать с высокими московскими гостями в дискуссии- все равно что подать заявление об увольнении по собственному желанию. По причине профессиональной непригодности. Если спрашивают, отвечай, не спрашивают, помалкивай и крути руль.
Машины подавались в зависимости от статуса или количества гостей. В случае группового заезда визитеров предоставлялся микроавтобус "РАФ", но чаще всего предлагали "Волги" или многоместные "Чайку" с сопровождением ГАИ.
.. О сокращении затрат на содержание автомобилей думали и в советское время и даже как бы сокращали. Но каким-то странным образом: по бумагам их становилось меньше, а на деле оставалось ровно столько, сколько было. Как получится сейчас, поживем — увидим.