Ямы, колдобины, выдранные глыбы асфальта – привычная картина на трассе Артем – Находка. Состояние дороги, построенной полвека назад, ухудшается с каждым годом. Ситуацию осложняют летние тайфуны и постоянный поток грузовых автомобилей, которые следуют в порт Находка и обратно. Дорогу, рассчитанную под старую нагрузку, регулярно латают с помощью «ямочного» ремонта, однако ощутимого результата это не приносит – пока рабочие завершают ремонт на одном участке, ямы появляются на другом. Проблема обостряется летом, когда по трассе до Находки жителям Приморья и Хабаровского края приходится пробираться сквозь ямы и колдобины к популярным местам отдыха – Ливадия, Врангель, Триозерье. Из-за неровностей на трассе в летний сезон растет количество ДТП с участием легковых автомобилей на этом участке, в результате которых страдают и дети, у которых сейчас каникулы. «Сегодня дети становятся участниками дорожно-транспортных происшествий не реже, чем взрослые, - говорит Майя Шалунова, руководитель общественного проекта «Детство в радости без опасности». - По данным Госавтоинспекции, в России за 2016 год в ДТП пострадало 7500 детей, при этом в 7000 случаев причиной дорожно-транспортного происшествия с участием ребенка стали плохие дороги. Поэтому решение проблемы некачественного дорожного полотна - это важнейший вопрос безопасности подрастающего поколения». Обратили внимание на эту трассу и активисты регионального отделения Общероссийского народного фронта в Приморье. Они направили в адрес администрации края рейтинг «убитых» дорог региона, куда попали и восемь участков трассы Владивосток – Находка. Кстати, в конце апреля, в Приморье хотели провести масштабный автопробег против плохих дорог. Недовольные состоянием междугородних трасс автомобилисты должны были проехать от Смоляниново до Находки с плакатами «Верните дороги» и «Где наши дороги», с собой взять старые запчасти ходовой части или гнутые покрышки, чтобы сделать памятник нашим дорогам в виде кучи запчастей. Однако после заявления властей о том, что ремонт будет произведен в июне, активисты поверили и отменили акцию. В сложившейся ситуации сложнее всего приходится водителям большегрузов. Если на легковом автомобиле даже большую яму можно объехать по обочине или встречке, то водитель фуры такие маневры себе позволить не может – слишком опасно. «Рейсы в Находку совершаю уже года два, наверное, - говорит Павел Торопов, водитель фуры. - За это время дорога стала намного хуже. Самый плохой участок - от Романовки до Находки, а это половина пути. Простая поездка по этой дороге отвратительно сказывается не только на машине, так еще и на здоровье: спина болит, шея. Вся трасса подавленная, очень много ям. Если что и делают, то очень плохо, тут же разваливается. Нормального ремонта так и вовсе давно не было. Я думаю, они уже просто ждут, когда сделают новую дорогу на Находку, а на эту уже просто наплевать». «Насколько я знаю, последние лет пять идет огромный спад грузопотока, - комментирует Юрий Ченцов, мастер строительных работ. - Так что я бы не стал утверждать, что всему виной грузовики, которые разрушают непригодную для них дорогу. Мне кажется, сегодняшнее плохое состояние уже существующей дороги связано с тем, что делается новая трасса в Находку. Складывается такое впечатление, как будто все ресурсы брошены туда». Напомним, что строительство новой трассы Владивосток - Находка - порт Восточный проходит в рамках развития международного транспортного коридора «Приморье-1», который должен будет соединить города Приморского края с южными провинциями Китая. Новая трасса пройдет в обход нескольких городов и поможет разгрузить Артем, Большой Камень, Фокино. «На данный момент ведется строительство второго участка дороги, который пройдет от Артема до Царевки, - объясняют в пресс-службе администрации Приморского края. - Закончить этот участок планируется к 2020 году, говорить об окончании строительства всей трассы еще рано. Первоначально оговаривалась дата - 2025 год, но существует много влияющих факторов. Сейчас только ищут инвесторов на строительство третьего этапа, в том числе и среди китайцев, так что еще неизвестно, когда и кем оно начнется». Пока большая часть бюджета - государственные деньги, но это не означает, что так будет всегда. Для развития и продолжения проекта нужны вливания частного сектора, в поисках которых сейчас и находятся организаторы строительства. «Никто и не говорил, что это будет подарок развивающемуся региону исключительно за деньги федерального бюджета, - поясняет заведующий лабораторией «Дальневосточный центр экономического развития» Николай Матвиенко. - Какие-то работы в самом начале, конечно, делаются на государственные средства: планировка, межевание, урегулирование каких-то начальных вопросов. Но, если кто-то думал, что за бюджет будет все, пора проснуться. Этот проект в первую очередь экономический – это магистраль, где будут работать деньги, поэтому там должен работать бизнес, это общая практика». «Развитие экономики всегда начинается со строительства дорог, - считает заместитель генерального директора по пассажирским перевозкам «Примавтотранс» Леонид Супрунов. - Китай можно приводить в пример по многим показателям, но здесь особенно. Что такое был Китай? Кто помнит, когда только-только начиналось развитие перевозок в Суньфэньхэ – была ведь грязь непролазная! Потом китайцы определили главные направления и начали строить там дороги. Что было тогда и что мы видим сейчас – небо и земля. Тогда там был гужевой транспорт, ездили на велосипедах, а теперь поток автомобилей в городах, как у нас. И движение по трассам идет прекрасно. Поэтому от дорог зависит очень многое. В последнее время по каким-то направлениям строительство дорог в Приморье идет, но не везде. Находкинское направление отстает, дороги к границе тоже. Для того, чтобы развивался у нас транспорт, чтобы ездили туристы, в том числе и собственные, нужно заниматься этим вопросом и выделять средства. И очень строго контролировать их расход! Скачки стоимости строительства дорог в последнее время сумасшедшие, и это не оттого, что технологии плохие. Если называть своими словами, воруют». В общем, до сдачи новой трассы из Владивостока в Находку еще далеко, так что жителям края, скорее всего, придется пользоваться привычной дорогой с ямами и колдобинами не один десяток лет. В администрации Приморского края объясняют состояние трассы Артем – Находка давностью прокладки данного пути и тем, что дорога просто не рассчитана на современные нагрузки. «Текущее плохое состояние дороги связано с тем, что она старой постройки. Она была рассчитана на старые нагрузки - это порядка 5-7 тонн на ось. Сейчас грузовики ездят с нагрузкой 10-12 тонн на ось. Это официально, а каков этот вес в действительности, знают только водители», – пояснили в администрации. О плохом состоянии дороги известно и прокуратуре, которая обязала департамент дорожного хозяйства Приморья исправить выявленные нарушения. «При обследовании дороги Артем - Находка - порт Восточный прокуратурой города Находки выявлены нарушения в сфере безопасности дорожного движения, - отмечает старший помощник прокурора края Елена Телегина. - Установлено, что целостность дорожного покрытия на нескольких участках нарушена, имеется множество выбоин, установлена ямочность и разрушение асфальта, что создает угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с иском к департаменту транспорта и дорожного хозяйства края об устранении нарушений. В краевой администрации заявляют, что поддержание дорожного полотна и так проходит в плановом режиме, проводится ямочный ремонт и даже запланирован капитальный ремонт: «Уже завершены торги, проведены аукционы и начинает ремонт. Он будет проходить на нескольких участках, всего будут ремонтироваться 32 километра трассы. Когда подрядчик приступит к ремонту, можно будет говорить о приоритетных местах. Эти 32 километра - это капитальный ремонт, на остальной трассе пока будет проведен ямочный. Касательно мостов, то есть планы по ремонту 139 сооружений в крае, все они были обследованы, запланирован ремонт. Часть из них находится как раз на находкинской трассе. Первый мост, который будет отремонтирован, - это Новолитовский. Сейчас по нему готовится проектная документация, и, возможно, в этом году или в следующем начнется строительство». Однако, как отмечают в пресс-службе краевых властей, дорожники приступят к ремонту только выборочных приоритетных участков. Это объясняется большой стоимостью работ. «Если говорить о результативности ремонта всего 32 километров - то это смотря какие километры. Местами дорога еще сносная. Возможно, они выбрали из всей трассы куски, скажем, по 5-6 километров, самые жуткие, их и делают. Где-то еще можно проехать, а где-то вообще невозможно», – объясняет Юрий Ченцов. Недоумевает по поводу состояния трассы и председатель комитета Законодательного Собрания Приморского края по экономической политике и собственности Александр Костенко. Так, в ходе очередного заседания он назвал состояние дороги на Находку ужасным и отметил, что проехать там нельзя. Он добавил, что еще в прошлом году после тайфуна Лайонрок, который оставил после себя разрушенные дороги по всему краю, было ясно, что ямочного ремонта дороге до Находки не достаточно – требуется капитальная реконструкция по большей протяженности. Однако почему-то ремонт указанной трассы не был внесен в государственную программу по «Развитию транспортного комплекса Приморского края на 2013-2021 годы».