«Автогражданка» забуксовала: сервисы не хотят ремонтировать машины по ОСАГО 

Сервисы не хотят ремонтировать машины по ОСАГО
Фото: РИА Новости
Многие станции техобслуживания автомобилей (СТОА) отказываются принимать на ремонт машины в рамках закона о натуральном возмещении по ОСАГО, что тормозит эффект от реформы, рассказали ТАСС несколько крупных страховщиков. В основном проблема возникает с официальными дилерами, которые считают цены на ремонт заниженными.
По закону о натуральном ОСАГО возмещение должно выплачиваться не деньгами, а ремонтом машины. Реформа выплат призвана сократить убыточность ОСАГО за счет снижения судебных расходов страховщиков, на которых зарабатывают юридические посредники в ряде регионов.
Для ремонтных выплат страховщики должны заключить договоры со станциями техобслуживания, ремонт в которых должен соответствовать требованиям закона: сервис должен располагаться не дальше 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего, при ремонте можно использовать только новые запчасти, а гарантийные автомобили в возрасте до 2 лет должны ремонтироваться у официального дилера. Процесс переговоров со станциями проходит сложно, сообщают страховщики.
"Большинство крупных и хорошо зарекомендовавших себя станций в части ремонта по каско (добровольное страхование автомобилей — Прим. ТАСС) не готовы к сотрудничеству в рамках закона об ОСАГО", — считает директор дирекции розничного бизнеса . Охотно идут на сотрудничество сервисы-гаражи, отмечает он, но в таком сотрудничестве не заинтересован уже страховщик, так как он несет ответственность за сроки и качество ремонта. «Пока доля натуральных выплат по ОСАГО на рынке крайне мала и нельзя говорить о том, что закон заработал», — сказал он ТАСС.
С похожими проблемами столкнулись в  и в «Согласии». Проблемы возникают в основном с официальными дилерами в Москве и Петербурге, отметил заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантия» . «В столицах у дилеров и СТОА, видимо, и так достаточно клиентов. В регионах ремонтники охотно соглашаются», — говорит он.
Вопрос цены
Дилеры считают невыгодными цены на натуральное возмещение: по закону страховщики оплачивают ремонт на основании ценовых справочников Российского союза автостраховщиков (РСА) по утвержденной единой методике. «В справочнике средняя стоимость запчастей не отражает среднерыночные цены», — сообщила ТАСС директор департамента страхования и финансовых услуг . Эта компания пока не готова ремонтировать автомобили по ОСАГО.
РСА не будет пересматривать справочники — наоборот, дилерам следует снизить свои расценки, считает исполнительный директор союза . «Мы изначально говорили, что закон начнет медленно работать. Требование только по новым запчастям, по качеству, ремонту в течение 30 дней — на это не все станции согласны», — заметил он. Ответственность перед клиентом за качество и срок ремонта (так, за каждый день просрочки страховщик платит неустойку в 0,5% от суммы выплаты — Прим. ТАСС) страховщики в договоре перекладывают на сервисы, объясняет начальника управления по работе с вендорами «Согласия» Александр Прядихин.
"С дилерами труднее всего — нам бы хотелось снизить стоимость нормочасов и запчастей, чтобы компенсировать сумму износа, но пока не получается", — подтверждает гендиректор . «МАКС» подписал договоры на условиях дилеров, говорит она.
"Отпугивает" станции и запрет на использование бывших в употреблении запчастей, указывает представитель . «Не каждая станция готова принимать машины возрастом старше 7-10 лет, так как сложно найти необходимые запчасти», — замечает аналитик S&P Екатерина Толстова.
Ремонт все-таки идет
При этом проблема не повсеместная: так, компанию «Рольф» условия ремонта по ОСАГО устраивают и договоры со страховщиками находятся в стадии согласования, сообщил исполнительный директор компании .
Почти все опрошенные ТАСС страховщики начали заключать договоры со сервисами еще до вступления в силу закона и активно предлагать клиентам ремонт на добровольной основе. «Механизм ремонта эффективен именно для токсичных регионов, там у нас доля выплаты в „натуре“ измеряется десятками процентов», — говорит Игорь Иванов из «РЕСО». Автоюристы могут «накручивать» убыточность региона до 500%, с помощью ремонта ее удается снизить до 200%, приводит пример топ— менеджер страховщика, входящего в топ-5.
В компании «МАКС» уже в 2016 году доля ремонтных выплат составляла 12-15%, в «Согласии» она достигла 30%, в «АльфаСтраховании» — 50%. Лидер рынка ОСАГО — не стал комментировать ситуацию со станциями, пояснив, что выводы делать рано. Данные по доле ремонтных выплат в целом по рынку в РСА пока не собирали.
"Думаю, только к концу 2018 года мы сможем преодолеть планку 50% доли (выплат ремонтом). Пока идет сложно. Все привыкли к деньгам", — рассуждает Надежда Мартьянова из «МАКС».
Закон о натуральном возмещении носит эволюционный характер, напомнил представитель ЦБ: если страховщик не может обеспечить клиента сервисами, которые отвечают установленным требованиям, пострадавшим выплачивают денежную выплату (как и до закона). Обращения по поводу отказов сервисов сотрудничать со страховщиками в ЦБ не поступали, сообщили в пресс-службе Банка России.
"Страховые компании, скорее всего, будут искать компромисс при заключении договоров со станциями", — заключает Екатерина Толстова из S&P.
Ранее зампред ЦБ РФ  отмечал, что для оценки эффекта от реформы ОСАГО закон должен проработать минимум год.
Видео дня. Парконы научились штрафовать за проезд по обочине
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео