Войти в почту

Гаражные войны: Москва возвращается в лихие 90-е

Лихие 90-е вернулись в московскую реальность. Только на сей раз, жертвами невесть откуда взявшихся бандитов становятся не мелкие коммерсанты и уличные ларечники, а самые обычные автовладельцы. Восставшие из прошлого «братки» захватывают плоскостные автостоянки и «народные» гаражи при фактически полном попустительстве полиции. Не в лучшей ситуации оказываются и владельцы кооперативных гаражей — ковши экскаваторов ровняют с землей их имущество поистине стахановскими темпами. Гаражи сносятся без предоставления их владельцам какой-либо разрешительной документации. «Ридус» попытался проанализировать ситуацию с захватом и сносом гаражей и стоянок в Москве и пришел к неутешительным выводам о том, к чему приведет тотальное лишение москвичей мест для хранения личного автотранспорта. Прощай Союз… автомобилистов «Активная зачистка Москвы от тысяч гаражей, построенных еще в 80-х годах прошлого века, сейчас производится на том основании, что договоры аренды земли, на которой расположены сотни городских гаражных комплексов, не продлевались вот уже на протяжении нескольких лет», — пояснила «Ридусу» муниципальный депутат района Братеево Дарья Сорокина. По ее словам, такая ситуация сложилась не по вине собственников гаражей, а по той причине, что город фактически отказывался или создавал различные формальные препятствия к переоформлению или продлению этих договоров. Самым же большим ударом для собственников гаражей стало недавнее (29 мая 2017 г.) объявление Московского городского союза автомобилистов (МГСА) о своем банкротстве и переходе на внешнее управление. Именно Московский городской союз автомобилистов на протяжении долгих лет являлся самой крупной в столице организацией, формально обеспечивающей законность землепользования автостоянок и гаражей, за что ежемесячно получал денежные взносы от порядка 1500 столичных гаражных комплексов. Какая судьба ждет тех собственников, кто не успел переоформить документы или зарегистрировать гаражный кооператив, как юридическое лицо теперь остается под вопросом. Дарья Сорокина не исключает, что многие из сотрудничающих с МГСА собственников, если не успеют получить у организации свои документы и платежки, не смогут подтвердить свои права, а следовательно, в случае сноса, у них не будет оснований рассчитывать на компенсацию от города. Незнание закона не освобождает… Еще одна проблема владельцев сносимых гаражей — правовая безграмотность. Не отслеживая изменения в законодательстве, многие из них уверены, что раз их гаражи построены до 1995 года, то их априори не имеют права сносить. Многие автомобилисты верят и в давно обещанную «гаражную амнистию», предполагающую установление прав собственности на гаражи, построенные еще в бытность СССР. Однако, все эти люди не учитывают, что существующая 222 статья Гражданского кодекса распространяется только на капитальные сооружения, оснащенные фундаментом, наличие которого является для большинства гаражей редкостью. А это значит, что при необходимости снести их городским властям не составит никакой проблемы. Плавание со связанными руками Именно с такой ситуацией, как рассказал «Ридусу» один из жителей района Бутырский Герман Щипковский, и столкнулись в один прекрасный день сотни владельцев гаражей, расположенных по ул. Яблочкова владение 3. Эти люди оказались поставленными перед фактом о предстоящем сносе сразу двух гаражных комплексов в ближайшие 3 дня. Никаких заблаговременных оповещений о готовящемся сносе, как утверждают автовладельцы, не было. Отстаивать свои права при наличии готового решения о сносе и отсутствии одного из председателей гаражного кооператива, исчезнувшего около месяца назад со всеми документами, жителям Бутырского района было уже некогда. Сейчас их задача — попытаться добиться от местных властей хотя бы отсрочки сноса, ведь в пору отпусков многих владельцев гаражей просто нет в городе, и они не могут вывезти оттуда свое имущество. А вот их соседи по СВАО, жители Ярославского района оказались более настойчивыми. Председатель кооператива в бега не ударился, а получив 1 ноября 2016 года уведомление о сносе гаражей также в трехдневный срок, вместе с другими активными собственниками стал ходить по судам и инстанциям. Несмотря на всю последовавшую бюрократическую волокиту, владельцы пока смогли отстоять свои гаражи и не допустить сноса. «Московские власти официально вроде бы признают решения советских горисполкомов о выделении земель под гаражи легитимными, — пояснил „Ридусу“ один из владельцев гаражей в Ярославском районе Максим Васильев. — У подавляющего числа гаражных владельцев есть свидетельства о собственности с 80- 90-х годов, но сейчас нам вменяют в вину то, что мы их не перерегистрировали, или вовсе объявляют гаражные комплексы самостроем, земля под которыми изъята у города самозахватом». В связи с этим, Максим Васильев советует всем владельцам гаражей, к кому пока еще не пришли с уведомлениями о сносе, создавать юридическое лицо и брать управление собственностью в свои руки. «В любом спорном случае, документы гаражного комплекса, оформленные на юрлицо позволят собственникам подавать иски в арбитраж, в котором шансов, в отличие от районных судов, где гражданские иски не удовлетворяются, добиться справедливости и объективного рассмотрения вопроса намного больше», — говорит автовладелец. Привет, девяностые! Держать руку на пульсе, а ушки на макушке — неотвратимая карма владельца любого гаража на территории Москвы. Ведь, помимо атакующих с одной стороны экскаваторов, с другой, не меньший интерес к его собственности проявляют гаражные рейдеры — возродившаяся несколько лет назад «братва» из 90-х, — люди во все в тех же кожанках, с бритыми затылками и полным отсутствием хороших манер. Также очевидно, что у рейдеров все хорошо с «крышей» на самом верху, что позволяет им не только изгнать любую управляющую компанию из гаражного комплекса, но и выставить автовладельцам по сути любой ценник за «обслуживание» их гаражей. Им ничего не мешает «посылать» всех, включая местных муниципальных депутатов и сотрудников Управы, открытым текстом и без предъявления каких либо документов. В случае недовольства и активного противостояния жителей, бойцы из «новой управляющей компании» не редко пускают в ход кулаки, электрошокеры и прочие подручные средства. Прибывающая по вызову на место полиция обычно может усмирить хулиганов и обеспечить допуск собственников к машиноместам, но выгнать захватчиков с объекта им не под силу. Дело в том, что данная ситуация квалифицируется по закону, как спор хозяйствующих субъектов, что не входит в сферу компетенции полиции. Для борьбы с пробками все средства хороши? Если рассматривать все описываемые ситуации со сносом и рейдерскими захватами гаражей, в связке с политикой города по сокращению количества парковочных мест, запретом стоянки на улице и периодически всплывающими слухами о введению платы за парковку во дворах, все выстраивается в стройную логическую цепочку. Не хотите платить за места на автостоянках рейдерам втридорога — паркуйтесь на уличных платных парковках, по ценам уже почти в 2 раза превышающим средние парковочные чеки в Европе. Вы все еще не пересели на общественный транспорт и имеете наглость продолжать ездить на автомобиле по городу, да еще храните машину в гараже? Ну что же, «длинные ковши» придут к вам и снесут ваши гаражи в трехдневный срок. И когда ваши дворы заполнятся машинами настолько, что в них нельзя будет протиснутся даже боком — вы сами попросите нас о введении платы за парковку в ваших дворах. Как быть? Разумеется, это только один из вероятных и наиболее печальный вариант развития событий, но есть и другой, подразумевающий более позитивное будущее для московских автомобилистов. Для его реализации владельцам московских гаражей необходимо решить три самых важных на сегодня вопроса. Первый — куда автовладельцам ставить свои машины после сноса гаражей; второй — какие компенсации должны быть выплачены собственникам снесенных гаражных объектов, с учетом наличия среди них льготных категорий граждан; и трете — введение моратория на снос гаражей до тех пор, пока не будет достигнут консенсус между жителями и властями города. То есть как минимум до того момента, пока не будут урегулированы первые два вопроса. Идеальным же вариантом, по мнению активистов движения за права гаражных владельцев, было бы возвращение ликвидированной программы гаражного строительства и принятие, не московского, а федерального законопроекта, направленного на защиту прав гаражных владельцев по всей России.

Гаражные войны: Москва возвращается в лихие 90-е
© Ридус