Войти в почту

Пилоты четвертого уровня

Шведы и англичане представили новые разработки в области автономного вождения. Jaguar Land Rover показали свой вариант беспилотного автомобиля, который если и появится на дорогах общего пользования, то не раньше, чем лет через десять. А вот в Volvo более оптимистичны и хотят выпустить свой беспилотник на улицы уже к 2021 году. Одинокий «рейндж» Компания Jaguar Land Rover придерживается той системы классификации транспортных средств, которая делит все современные беспилотные образцы на шесть категорий «автономности». При нулевом уровне автомобилем полностью управляет водитель. На первом уровне в распоряжении водителя имеется лишь одна вспомогательная функция, например, круиз-контроль. Пятый, топовый уровень предполагает полную автоматизацию и исключение человеческого фактора как такового. Автомобиль может самостоятельно совершить любую поездку. Проект Jaguar Land Rover под названием Autonomous Urban Drive, осуществляемый в сотрудниччестве с европейским техническим центром Ford и Tata Motors, позволяет достичь четвертого уровня автономности, что предполагает полную самостоятельность в определенной среде и в частности в условиях городского траффика. Речь, однако, идет не о самой непосредственной перспективе, а о пределах десятилетия, о чем можно было судить и по эксперименту, проведенному компанией не в Лондоне и даже не в каком-либо крохотном населенном пункте, а на специализированном испытательном полигоне Horiba Mira при полном отсутствии помех в виде другого транспорта и пешеходов. В качестве опытного образца был использован внедорожник Range Rover Sport, в кабине которого все же присутствовал человек. Впрочем, в ход процесса испытатель не вмешивался никоим образом. Все его действия свелись лишь к выбору пункта назначения на центральном сенсорном дисплее. Далее автомобиль сам проложил оптимальный маршрут до цели, двигаясь с учетом дорожной инфраструктуры, считывая разметку, знаки и сигналы светофоров. В «стерильных» лабораторных условиях «рейндж», оснащенный целым рядом передовых электронных ассистентов, включая систему предупреждения столкновений на перекрестках, систему считывания дорожных знаков и предупреждения об автомобилях экстренных служб, выполнил миссию без единой ошибки. Следующим шагом в реализации проекта должны стать обкатка технологии на закрытых дорогах общего пользования в Милтон-Кинс и Ковентри, которая пройдет до конца 2017 года, после чего наступит черед тестов на открытых дорогах с другими участниками движения. Эти тесты намечены на 2018 год. Организаторы эксперимента не спешат рапортовать о победе и о скорейшем внедрении технологии на серийных моделях марки. По словам Тони Харпера, директора по инженерным разработкам Jaguar Land Rover, у компании нет цели «полностью заменить водителя и создать «автомобиль без водителя». «Технологии будущего, – уверен он, – дадут водителям больше, чем отнимут – они призваны помогать и делать каждую поездку подлинным удовольствием». Курс автодидактики Свой автомобиль четвертого уровня автономности компания Volvo Cars намерена не просто представить, а запустить в продажу уже к 2021 году. С этой целью компания объединяет усилия с фирмой Autoliv и одним из крупнейших разработчиков технологий визуальных вычислений NVIDIA. Принципиально важным направлением в создании будущего беспилотника Volvo должно стать направление по продвижению в автоиндустрии искусственного интеллекта. Основой для программного обеспечения беспилотника выбрана вычислительная платформа от NVIDIA, позволяющая использовать технологию глубокого обучения. Обладая высокоразвитым, а главное постоянно совершенствующимся «мозгом», беспилотник будет способен самостоятельно распознавать окружающие объекты, предвидеть потенциальные угрозы, анализировать ситуацию по многочисленным признакам и принимать решение о необходимых действиях. В совокупности с детализированными картами и камерами искусственный интеллект даст возможность автомобилю самому строить маршруты и двигаться к цели в условиях меняющейся обстановки, то есть в условиях реального городского трафика. Как отметил президент и генеральный директор NVIDIA Жэньсюнь Хуан, «искусственный интеллект – это основной инструмент для решения невероятно сложной задачи автономного вождения. Мы основываемся на нашем опыте сотрудничества с Volvo Cars для создания готовых к массовому производству автомобилей, которые сделают вождение более безопасным, города – экологичными, а дороги – свободными». Хасан Ганиев