Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Бортжурнал
ПДД
Экзамен

Эксперты объяснили изменения в правила регистрации автомобилей

В частности, в Правилах регистрации и административном регламенте уточняется порядок совершения регистрационных действий с транспортными средствами с измененными в результате естественного износа, коррозии или ремонта идентификационными номерами.

Эксперты объяснили изменения в правила регистрации автомобилей
Фото: Российская ГазетаРоссийская Газета

- Ранее при невозможности идентификации номеров vin, рамы и кузова собственнику просто отказывали в регистрации, - напоминает ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала. - Такой автомобиль направлялся на проверку к эксперту на определение признаков умышленного уничтожения или изменения идентификационных номеров, но даже если экспертиза устанавливала, что подобных признаков нет, то поставить автомобиль на учет все равно не удавалось.

Видео дня

Собственники шли в суд и не всегда успешно. Сейчас же, если путем проведения проверки и экспертизы идентифицировать автомобиль возможно, таких проблем возникать не должно. В внесут соответствующую запись в ПТС и зарегистрируют транспортное средство.

Однако есть риск, что владельцев автомобилей теперь станут чаще отправлять на экспертизу, отмечает директор Института транспортного планирования РАТ (Российская академия транспорта), доктор технических наук Михаил Якимов.

- Если инспектор-регистратор не сможет прочитать идентификационные знаки, он уже не будет сам пытаться их почистить от ржавчины и просить это сделать владельца. Он просто отправит ТС на экспертизу. При этом следует помнить, что согласно правилам ПДД, владелец обязан содержать в чистоте весь автомобиль, не допускать коррозий и повреждений идентификационных знаков. Поэтому в целом нововведения я считаю правильными - за автомобилем нужно следить, - подчеркивает эксперт.

Одним из главных позитивных изменений все эксперты назвали отсутствие необходимости предъявления полиса ОСАГО в бумажном виде для регистрации транспортного средства. Такое решение назрело после того, как автовладельцы получили возможность покупать полисы обязательного страхования в электронном виде.

- Я считаю, что действительно облегчат жизнь всех автомобилистов две поправки: отсутствие необходимости предъявления полиса ОСАГО и уменьшение бюрократических проволочек для записавшихся на регистрацию. Изменения продиктованы все большим распространением и влиянием информационных технологий, теперь уже и в сфере государственных услуг, - комментирует руководитель Академии водительского мастерства . - С моей точки зрения, можно было бы отказаться от любого дублирования информации. Не имеет смысла от руки указывать в заявлении данные, которые уже есть в электронных базах: паспорт, ПТС, водительское удостоверение, полис ОСАГО. Хорошо, что сделан первый шаг в этом направлении, и указывать данные по страхованию уже не требуется.

Однако специалисты оговаривают: важно заняться и другими важными проблемами, связанными с ОСАГО.

- Проверка полисов ОСАГО через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) позволит решать вопросы, связанные с подделкой бланков полисов. Возможно, это более инновационный и эффективный способ контроля исполнения автовладельцами обязанности по страхованию своей ответственности при использовании транспортного средства. Но есть риски человеческого фактора, которые не исключаются и при бумажном полисе, - напоминает руководитель управления методологии обязательных видов страхования .

- Проблемы при заключении договоров ОСАГО остаются существенными и длительными. Ожидая полис, можно пропустить предусмотренный десятидневный срок на регистрацию транспортного средства. Со сложностями до сих пор можно столкнуться и при ожидании получения полиса непосредственно в офисах страховых компаний, когда последние создают искусственные очереди, дабы навязать дополнительную страховку, и при сбоях в личных кабинетах при оформлении ОСАГО в электронной форме, - констатирует юрист Орест Мацала.

Новые технологии позволили также предусмотреть возможность предоставления транспортного средства непосредственно в место его осмотра, минуя процедуру проверки и комплектации документов - в случае подачи заявления через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что существенно может сэкономить время регистрации автомобиля, отмечает эксперт. Кроме того, напоминает он, теперь подробно прописано, что если регистрация автомобиля была прекращена (аннулирована), то восстановить ее можно в любом регистрационном подразделении ГИБДД, вне зависимости от места прекращения регистрации.

- Предположим, если автомобиль и сам собственник находятся за сотни километров от места аннулирования регистрации (например, за незаконную установку газового оборудования), то восстановить регистрацию можно по месту фактического нахождения, что очень удобно, - считает Орест Мацала.

Что еще можно и нужно изменить в процессе регистрации авто и административном регламенте автоинспекции?

- Я бы предложил некоторые варианты возврата назад, когда при регистрации или снятии с учета регистрирующие органы, в частности экзаменационные отделы ГИБДД, требовали от владельцев автомобилей документы о некоторых платежах. Например, об уплате транспортного налога. Было бы также неплохо, чтобы при снятии с учета или выведении транспортного средства из эксплуатации, сотрудники ГИБДД по соглашению с проверяли бы отсутствие задолженности по уплате дорожных налогов у владельцев таких автомобилей, - говорит доктор технических наук Михаил Якимов.

По мнению Ореста Мацалы, у есть повод заняться целым рядом вопросов.

- Это и сроки постановки на учет, и работа с запретами и ограничениями на регистрацию автомобилей, с которыми сталкиваются новые собственниками, с прекращением регистрации по заявлению продавцов, с отменой постановлений, вынесенных в отношении продавцов за нарушение ПДД после продажи авто, и многие иные болевые точки. Увы, они не всегда могут быть урегулированы одними лишь изменениями в порядок регистрации ТС, - заключает эксперт.