Войти в почту

"В России на автобизнес влияют не логика и прибыль, а мотивы политики"

Российские чиновники слишком вмешиваются в автобизнес, руководствуясь политическими, а не деловыми идеями, при этом цены на новые машины занижены и их роста не избежать, признаются «Газете.Ru» в кулуарах Международного мотор-шоу во Франкфурте представители ведущих брендов. Многие новинки не смогут добраться до России: до тех пор, пока не одобрена Стратегия развития автопрома-2025 оценить их перспективы просто невозможно. Корреспондент «Газеты.Ru» изучила мировые тренды и сравнила их с российскими реалиями.

Почему многие автоновинки не смогут добраться до России
© Jacky Naegelen/Reuters

В Германии стартовал Фанкфуртский автосалон – одно из важнейших мотор-шоу года, на котором ведущие автопроизводители рассказывают о том, на чем будет ездить люди как в ближайшее время, так и в отдаленном будущем. Шоу открылось здесь уже в 67-й раз: мероприятие чередуется с Парижским автосалоном и проходит раз в два года. Первыми по традиции со всеми новинками смогли ознакомиться журналисты, но с 14-го сентября, заплатив 14 евро за билет, оценить экспонаты на колесах смогут все желающие.

Новые автомобили в старом формате

Несмотря на растущую критику в адрес закостенелого формата автосалонов, выставка открылась и проходит в традиционном виде: заранее известные бренды в установленном порядке и в жестких временных рамках представляют свои премьеры и значимые новинки. Пусть это и звучит не очень современно, но пока иного способа за пару дней показать будущее целой индустрии продвинутое человечество не изобрело.

На этот раз мероприятие решили пропустить такие марки, как Nissan, Volvo, Peugeot, DS, Fiat, Alfa Romeo, Jeep, Infiniti и Mitsubishi, на долю которых в общей сложности приходится порядка 20% европейских продаж.

Причин этому много – от прагматичной экономии (участие в столь имиджевых шоу обходится в сотни тысяч евро) до нежелания соревноваться с немецкими брендами, которые на домашнем автосалоне традиционно получают максимальное внимание гостей. Кто-то предпочел провести отдельные презентации своих главных моделей, а кто-то потерпеть до октябрьского международного автосалона в Токио.

Несмотря на такие потери в рядах, порядка 50 брендов привезли во Франкфурт свои мировые премьеры и новинки, и часть из них имеет неплохие перспективы оказаться в России.

Тем не менее, главный тренд – повсеместное электрификация традиционно обходит Россию стороной, где рынок по-прежнему тянут вверх недорогие модели.

Немецкое доминирование

Самым впечатляющим на выставке оказался отдельный павильон Mercedes-Benz, напоминающий изнутри многоуровневый дворец в форме спирали, поднимаясь по ступеням которого можно встретить, например, один из самых дорогих концептуальных автомобилей в мире — суперкар Mercedes-AMG Project One, который построен с использованием технологий «Формулы-1». Всего будет изготовлено 275 экземпляров и на все из них уже есть заказы – цена конструкторского чуда составляет порядка 2,275 млн евро.

Mercedes-AMG Project One

Фото: Юрий Воронцов/«Газета.Ru»

В числе премьер марки есть гибридная модификация обновленного флагмана S-Class, который в смешанном цикле расходует около 2,1 л топлива на 100 км.

У BMW стенд размерами поскромнее: тут можно отыскать любопытный концепт-кар Vision Dynamics. Прообраз серийной модели демонстрирует, как может выглядеть модель из экологической линейки «i», в которой уже прописались электрокар i3 и гибридный i8.

Отдельный огромный павильон заняли марки, входящие в концерн Volkswagen – от народных до люксовых. Во время закрытой презентации основных новинок генеральный директор концерна Маттиас Мюллер, который выехал на сцену на электрическом автобусе Sedric, заявил, что основная задача для концерна – работа над электрокарами и развитием направления автономного вождения.

К 2030 году Volkswagen намерен сделать электрические версии каждой из модели концерна, коих насчитывается около 300. На эти цели, в частности, будет потрачено около 20 млрд евро.

При этом Мюллер рассказал, что потребителям понадобятся электрокары, которые смогут преодолевать без подзарядки до 1 тыс. км и пообещал, что помимо работы над «чистыми» дизельными двигателями, концерн будет заниматься и переработкой электрических батарей, о чем в России, кстати, на фоне попыток привлечь внимание к электрокарам, пока говорят не очень охотно.

На выставке VW показал электрокар I.D. CROZZ ll – его предыдущую версию уже показывали на автосалоне в Шанхае. Электромобиль оборудован двигателем мощностью 306 л.с. и обладает запасом хода на одном заряде батареи до 500 км.

Тут же показали и самый маленький кроссовер от Volkswagen T-Roc.

Он заметно меньше Tiguan: длина T-Roc около 4,2 м длиной, а колесная база составляет 2 603 мм. Объем багажника — 465 литров, который при сложенных креслах заднего ряда увеличивается до 1 290 литров.

Volkswagen T-Roc

Фото: Юрий Воронцов/«Газета.Ru»

Audi привезла концептуальный Aicon без руля и педалей. Вместо традиционного набора элементов управления новинку оснастили огромным дисплеем, с помощью которого и предлагается с ней коммуницировать, отдавая голосовые команды, либо подключив к нему смартфон. Выбирать нужные команды можно будет и при помощи взгляда – датчики и сенсоры смогут среагировать, если «водитель» посмотрит на нужную иконку.

Фото: Юрий Воронцов/«Газета.Ru»

Bentley показал новый купе Continental GT. Третье поколение модели получило обновленную версию шестилитрового мотора с двойным турбонаддувом W12 TSI который способен разогнать его до 333 км/час. Автомобиль заметно изменился внешне и внутренне, перестав, наконец, выглядеть гостем из прошлого.

Porsche привезло уже дебютировавшее ранее но очевидно приоритетную сейчас для марки модель Cayenne. Одной из самых любопытных новинок от Skoda, которая имеет реальную перспективу скоро доехать до России стал маленький SUV Karoq, который по всей видимости займет место Yeti и станет конкурентом Volkswagen T-Roc.

Автобизнес в России стал зависим от господдержки

Между тем, пока ведущие автобренды стараются задать направление развитие всего мирового автопрома, в России они сталкиваются с попытками государства и чиновников диктовать жесткие условия их работы, производства и даже направления экспорта, которые во многом определяются не бизнес-планами, а политическими взглядами. Об этом, в частности «Газете.Ru» заявил глава Volkswagen Group в России Маркус Озегович. За 10 лет работы марки в России, концерн инвестировал 1,75 млр евро, из них порядка 500 миллионов евро в кризисный 2014-й год и теперь оценивает свои дальнейшие перспективы.

«Автомобильный бизнес в России на самом деле не очень прибыльный, — сказал Озегович «Газете.Ru». — Производители до сих пор сильно зависимы от помощи и политики государства и не достигли точки, когда могут быть полностью самостоятельны и конкурентоспособны на международной арене. Очень беспокоит то, что государство все больше и больше погружается в детали автомобильного бизнеса.

Чиновники хотят конкретные, совершенно определенные вещи. И очень часто получается так, что причинами для этих желаний становится не деловая логика или прибыль, а политические мотивы.

В настоящее время дорабатывается стратегия развития российского автопрома, которая будет включать механизмы господдержки и симулирования автобизнеса. Но во многом наша логика отличается от того, что предлагает государство – мы считаем, что российский автопром не может существовать отдельно от мирового, не являясь его частью в плане компонентов, технологий. Невозможно просто сказать – мы произведем все сами и будем только экспортировать. Но реализовать это в нынешний политической обстановке очень трудно».

По словам Озеговича, пока концерн не может с уверенностью анонсировать новые модели для России или планы по их производству и локализации, поскольку слишком многое зависит от того, какие условия для бизнеса будут прописаны в финальной версии Стратегии развития автопрома, принятие которой постоянно откладывается.

При этом говоря о ценах на автомобили в России Озегович заявил, что они до сих пор слишком занижены. «Я понимаю, что людям в России кажется, что машины стоят слишком дорого и цены постоянно растут. Но нужно оценивать инфляцию и обесценение рубля, которые мы наблюдали последние несколько лет.

По сравнению с мировыми ценами, автомобили в России все еще слишком дешевые. Покупательская способность, уровень зарплат значительно упали из-за кризиса. Но и цены не подтянулись к нынешнему уровню инфляции, кроме того, мы все зависим от цен на сырье и материалы, которые продаются за доллары и евро».

О том, что цены на автомобили в России продолжат постепенно расти «Газете.Ru» завил и директор по маркетингу Kia Motors Rus Валерий Тараканов.

«На самом деле многие не осознают, что именно сейчас многие автомобили продаются по очень хорошим ценам. «Рубль усилился по сравнению с тем, что было в 2014 году, но он почти в два раза девальвирован по отношению к доллару и рост цен продолжится», — сказал Тараканов «Газете.Ru».

По словам эксперта, ведущие игроки российского авторынка приняли стратегию постепенного повышения цен до рентабельного уровня и в будущем году незначительный рост цен продолжится, и он будет выше инфляции.

Газета.Ru: главные новости